Кафедра начальной военной подготовки и единоборства

История

История кафедры Начальной военной подготовки

Постановлением Правительства Республики Казахстан «О начальной военной подготовке» от 1 ноября 1996года №1340 предмет «Начальная военная подготовка» был вновь введен в общеобразовательных школах и организациях образования начального и среднего профессионального образования с 1996-97 учебного года.

Этим же Постановлением предложено Карагандинскому государственного университету им Е.А.Букетова и Талдыкорганскому университету им И.Джансугурова организовать подготовку преподавателей- организаторов начальной военной подготовки с ежегодным набором по 100 человек.

С 1996года кафедра начала подготовку студентов по специальности: «0312- Начальная военная и физическая подготовка», с присвоением квалификации — преподаватель Начальной военной и физической подготовки.

С 2001 года кафедра Начальной военной подготовки готовила по специальности: «031240 – Начальная военная и физическая подготовка», с присвоением квалификации – учитель начальной военной и физической подготовки.

С 2004 года кафедра начала подготовку по специальности : «050104 — Начальная военная подготовка», с присвоением квалификации — преподаватель начальной военной подготовки и академической степени- бакалавр.

В настоящее время заведующий кафедрой начальной военной подготовки является д.м.н., доцент Садыков К.И.

Кафедра ведет подготовку по специальности:

  • 5В010400 – «Начальная военная подготовка» (бакалавр начальной военной подготовки);
  • 6М010400 – Начальная военная подготовка( магистр педагогических наук.)

 

Специальности

Цели образовательной программы

Цели и задачи образовательной программы направлены на подготовку педагогических кадров, конкурентоспособных, высококвалифицированных, обладающих широкими фундаментальными знаниями, инициативных к меняющимся требованиям рынка труда и технологии в области начальной военной подготовки и спорта для организаций образования, включая средние школы, колледжи, специализированные спортивные школы. Выпускники программы начальной военной подготовки в процессе обучения приобретают следующие предметно-специфические компетенции:

— умение формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, определяющие современное качество образования;

— умение формировать аналитический подход к педагогическим явлениям, профессиональный интерес, критическое мышление, вкус к педагогической теории и научному педагогическому творчеству;

— умение принимать, перерабатывать, и выдавать информацию; преобразовывать информацию (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией;

— умение методически обоснованно планировать, контролировать и управлять процессом военно-патриотического воспитания, военно-профессиональной и спортивной подготовки;

— умение организовывать работу военно-патриотического и спортивно-массового характера;

— умение осуществлять анализ результатов проведённых мероприятий военно-патриотического характера и делать из них выводы;

— владение техникой и методикой обучения специфическим военным дисциплинам и избранному виду спорта;

— умение самостоятельно проводить учебную внеклассную работу по военно-патриотическому воспитанию;

— владение методами и формами организации военно-патриотических мероприятий и спортивных соревнований в избранных видах спорта;

Наряду с предметно-специфическими компетенциями студенты приобретают межпредметные компетенции, в числе которых:

— умение анализировать учебно-воспитательные ситуации с использованием знаний педагогики, психологии, физиологии;

— умение использовать инновационные методы воспитания;

— владение казахским, русским, иностранным языками;

— владение IT-технологиями;

Реализация образовательной программы «Начальная военная подготовка» определяется миссией университета, которая заключается в сохранении регионального лидерства в сфере многопрофильного классического образования посредством реализации современных стандартов качества, многоуровневой модели непрерывного обучения, научных исследований, подготовки конкурентоспособных специалистов новой формации, обладающих фундаментальными знаниями, инновационными подходами, исследовательскими навыками для осуществления научной, педагогической, профессионально-практической деятельности. Этим во многом обусловлен образовательный формат программы, которая направлена на подготовку педагогов нового поколения, способных применять профессиональные знания в различных сферах образования, пропагандировать здоровый образ жизни, участвовать в формировании ценностных личностных установок, связанных с военно-патриотическим воспитанием и физической культурой и спортом. Реализация образовательной программы осуществляется в контексте Закона Республики Казахстан «О молодёжной политике», Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Стратегического плана развития КарГУ им. Е.А. Букетова на 2013-2015 годы. Например, в рамках достижения стратегического приоритета по развитию в университете многоуровневой модели образования открыта магистерская программа 6М010400-«Начальная военная подготовка». Другой пример, в рамках достижения стратегического приоритета по развитию ресурсной базы университета на факультете физической культуры и спорта был открыт специально оборудованный современный тренажёрный зал.

Образовательная программа имеет чётко и ясно сформулированные цели, соответствующие требованиям Государственного общеобязательного стандарта:

 

— формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности;

— формирование экологической, физической, эстетической, правовой культуры;

— формирование общечеловеческих и социально-личностных ценностей.

Чётко и ясно осознавая цели программы, факультет сформулировал свою миссию, которая заключается «в подготовке высококвалифицированных специалистов, содействующих развитию военно-патриотического воспитания молодежи и здорового образа жизни в регионе». Содержание заявленной факультетом миссии соответствует общеуниверситетской миссии и обусловлено подготовкой бакалавров по программам «Физическая культура и спорт» и «Начальная военная подготовка».

 

Цели образовательной программы пересматриваемы с учётом потребностей общества, экономики и рынка труда. Об этом свидетельствует введение в 2011 году нового Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан и в 2012 году Типового учебного плана по специальности 5В010400 – Начальная военная подготовка. Подтверждением динамичности целей программы является согласование её содержания с работодателями региона, которые участвуют в определении перечня элективных дисциплин, предоставлении баз практик, итоговой оценки выпускников.

Обеспечению прозрачности образовательной программы способствует кредитная дистанционная технологии, которые позволяют студентам выстраивать индивидуальную траекторию обучения; выбирать преподавателей; самостоятельно осваивать учебные курсы, используя учебно-методические комплексы дисциплин, курсовые кейсы, ресурсы электронной библиотеки; получать консультации преподавателей во время СРСП; отслеживать свой академический рейтинг и др. О динамичности образовательной программы может свидетельствовать также каталог элективных дисциплин, который регулярно пересматривается с учётом изменений внешней среды и требований рынка труда.

Бакалавриат

На факультете осуществляется подготовка кадров по специальности 5В010400 «Начальная военная подготовка».

С 1981 года впервые в Казахстане начала осуществляться подготовка кадров по специальности «Начальная военная и физическая подготовка» на базе Карагандинского педагогического института.

С 1996 года факультет в составе КарГУ им. Е.А.Букетова проводит подготовку кадров по вышеназванной специальности и для этого созданы все условия: имеется современный специализированный учебно- тренировочный комплекс (2310 кв.м.) состоящий из 4-х залов: зал для проведения учебно-тренировочных занятий по спортивной, художественной гимнастике и акробатике, зал для всех видов спортивной борьбы, зал бокса со стандартным рингом. Учебно-тренировочный комплекс на 2-х уровнях: 1-этаж — легкоатлетический манеж с искусственным покрытием размером 54 х 12м., 2-этаж – зал для занятий, тренировок и соревнований по спортивным играм (54х24м), где имеется все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для проведения соревнований любого ранга. Кроме того, в 5-учебных корпусах имеется 1 спортивный зал размером 18х24м. и 4 зала размерами 12х24м., 2 лыжные базы и 2 открытых стадиона, соответствующие всем параметрам санитарных норм и правилам.

Аудиторный фонд факультета включает 15 специализированных кабинетов, видеозал для просмотра учебных фильмов. На факультете имеется компьютерный класс, где проводятся занятий со студентами факультета. Факультет имеет свой большой кино-видео фонд. В подготовке специалистов кроме 4-х кафедр факультета участвуют и кафедры 13 факультетов университета. Занятия по социально – гуманитарным и естественно — научным дисциплинам ведут доктора и кандидаты наук соответствующих кафедр университета.

На кафедре «Начальной военной подготовки» со студентами работают 1 доктор медицинских наук,3 кандидата наук, 1 профессор, 2 доцента, 8 старших преподавателей, 2 преподавателя, 6 магистров

Выпускники специальности 5В010400- бакалавр начальной военной подготовки могут работать организаторами службы гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности, инструкторами в службах безопасности, в Вооружённых Силах ВС РК, во Внутренних и Пограничных войсках, в органах КНБ и МВД на должностях сержантского и офицерского состава. В период мобилизационных мероприятий в Республике Казахстан выпускник может занимать первичные офицерские должности.

Продолжительность обучения по данной специальности:

По дневной форме 4 года обучения.

По сокращенной форме обучения (на базе колледжа) — 3 года.

По сокращенной форме обучения (на базе высшего образования) -2 года.

Магистратура:

набор в магистратуру по специальности 6М010400 – Начальная военная подготовка с 2011 учебного года на основании лицензионной карты АБ №0137349 приказ МОН РК от 23.06.2011 г. № 544. Присваиваемая квалификация – магистр педагогических наук. Объектами профессиональной деятельности магистра профессионального обучения являются:

научно-педагогической подготовке — государственные и негосударственные профильные общеобразовательные школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, предприятия, организации, ведущие подготовку и переподготовку специалистов, научно-исследовательских, проектных организациях образовательного сектора, центры, диагностики и прогнозирования в системах управления учебными заведениями.

Магистрант строит свою образовательную траекторию под руководством научного руководителя, имеющего ученую степень доктора наук или кандидата, ученое звание профессора или доцента, активно занимающегося научными исследованиями по данной отрасли наук. Реализация образовательной программы магистранта обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами университета.

VI-Республиканская предметная олимпиада по НВП.

Дипломы команд за занятые призовые места

 

БӘД бойынша VI-Республикалық пәндік олимпиаданың ашылуы

Тестирование по военному блоку дисциплин

Конкурс на знание требований Общевоинских Уставов ВС РК

Оказание первой медицинской помощи пострадавшему и его эвакуация

Торжественное построение команд для открытия VI олимпиады

Подведение итогов VI олимпиады

Студенты специальности НВП и преподаватель кафедры НВП

Лучшая научно- исследовательская работа студентов высших учебных заведений Республики Казахстан

Международное сотрудничество

У кафедры сформировалась устойчивая система научных связей с вузами и центрами ближнего и дальнего зарубежья, научными обществами и организациями.

В данное время университет имеет ряд договоров о сотрудничестве в области образования и науки с различными зарубежными вузами и международными организациями. В частности, кафедра начальной военной подготовки заключила долгосрочные договора о международном сотрудничестве с Российским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма (Россия, Москва), Сибирским государственным университетом физической культуры и спорта(Россия, Омск). В рамках этих договоров преподаватели, магистранты и студенты проходят научные стажировки. Эффективность зарубежных поездок профессорско-преподавательского состава заключается не только в повышении квалификации самих преподавателей («Современные технологии преподавания физической культуры»-А.М.Быковский, М.И.Искаков, Н.Р.Рамашов), но и в возможности распространения своего опыта на уровне кафедры, факультета и университета, обмена современным передовым опытом, разработки новых курсов, развитии и активизации научных интересов.

Кафедра осуществляет совместные научные исследования с зарубежными учеными по ряду актуальных направлений образования: например,

Сибирским государственным университетом физической культуры и спорта(Россия, Омск) «Игра как философская категория» Валл Д.И., Гречко А.С., (Сиб.ГУ ФКиС), Быковский А.М.(КарГУ им. Е.А.Букетова), «Смысл и символика олимпизма: от ритуала к всемирному празднику спорта» (Валл Д.И., Рекутина Н.В. (Сиб.ГУ ФКиС), Искаков М.И. (КарГУ им. Е.А.Букетова),

В последнее время получила широкое распространение практика гостевых лекций ведущих зарубежных ученых в области педагогики и психологии из России(«теория физической культуры и технология физкультурного образования» А.С.Гречко – Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Россия, Омск).Тематика гостевых лекций связана с актуальными направлениями физической культуры, психолого-педагогической науки и практики.

Международное сотрудничество с партнерскими организациями заметно влияет на повышение академической мобильности преподавателей, магистрантов и студентов, что в свою очередь, способствует увеличению количества прошедших повышение квалификации, введению новых учебных дисциплин, обновлению тематики дипломных работ и магистерских диссертаций, увеличению количества научных публикаций в рейтинговых журналах, расширению практики гостевых лекций, в целом, на повышение уровня университетской науки

Научные направления
Высокий научно-исследовательский потенциал преподавателей кафедры начальной военной подготовки позволяет участвовать в реализации исследовательских проектов фундаментального и прикладного характера. Научные исследования, вошедшие в Стратегический план развития Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова на 2011-2015 годы, реализуются по следующим направлениям:

Совершенствование подготовки будущих педагогов на основе интеграции современных и информационных технологий. В рамках данного направления исследуются аспекты управления и повышения качества подготовки будущих педагогов; значимость современных и информационных технологий и их прикладное значение по проблемам исследования.

Совершенствование профессиональной компетентности будущих педагогов посредством современных образовательных технологий. В рамках данной темы исследуется феномен профессиональной компетентности будущего педагога, разработка теоретических и методологических основ в современных условиях, что актуально в условиях перехода на 12-летнюю модель обучения (м.п.н., Е.Ж.Кожамжаров).

Теоретико-методологические основы гражданского и военно-патриотического воспитания студентов вузов. Данное направление реализуется в рамках решения вопросов: историко-педагогические аспекты, модель гражданского и военно-патриотического воспитания студентов вузов (к.п.н. Н.Р.Рамашов, к.п.н. Г.К. Бельгибаева, д.м.н. К.И.Садыков).

Научно-теоретические основы формирования межконфессиональной толерантности у студентов. Данное исследование направлено на изучение методологических подходов, разработку педагогической системы и технологии формирования межконфессиональной толерантности у студентов в условиях поликультурного Казахстана (д.п.н., доцент Ж.А. Карманова, к.п.н. Н.Р.Рамашов).

Научно-практические основы формирования патриотизма и в частности военно-патриотического воспитания в условиях высшей школы. В рамках данной проблемы особый акцент делается на изучение и раскрытие содержательных аспектов патриотического и военно-патриотического воспитания, феномена субъекта этноса и его роль в вопросах патриотического воспитания, формирование личности в условиях этнокультурного, этнопедагогического, психолого-педагогического образования, учёта геополитического и регионального влияния в условиях современной высшей школы (к.п.н. А.Н.Иманбетов, к.п.н. Р.М. Айтжанова).

Кроме того, профессорско-преподавательский состав кафедры исследует проблему «Подготовка специалиста в системе вузовского образования», в рамках которой каждый преподаватель исследует тот или иной аспект проблемы.

Свои научные достижения преподаватели кафедры публикуют в научных изданиях: монографии, статьи в материалах конференций различного уровня, статьи в журналах, имеющих импакт-фактор, в журналах, рекомендованных ККСОН, ВАК и других, география которых представлена не только отечественным издательством, но и издательством дальнего и ближнего зарубежья.

Лучшая научно- исследовательская работа студентов высших учебных заведений Республики Казахстан

IV-Республиканская предметная олимпиада по НВП

Воспитательная работа

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«____»_________________2014 г.

зав.кафедрой___________ Садыков К.И.

ПЛАН

воспитательной работы кафедры

начальной военной подготовки

на 2014-2015 уч.г.

 

№ п/п

Мероприятия, соревнования

Сроки

Ответственный

1

Составить и утвердить план воспитательной работе на кафедре Сентябрь Искаков М.И.

2

Заслушивать отчеты по воспитательной работе преподавателей – кураторов на заседании кафедры один раз в семестр В течении

года

Кураторы групп

3

Проведение воспитательной работы со студентами в процессе проведения учебных занятий

В течении

года

Преподаватели

4

Провести кураторские часы посвященные:

Дню Независимости Республики Казахстан

Декабрь Кураторы

5

Втечении года провести открытое первенство среди студентов КарГУ по:

  • самбо
  • греко-римская борьба
  • вольная борьба
  • дзо-до
  • национальные игры
Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Март

Шалдыбаев Д.З.

Давлеткалиев Б.Р.

Давлеткалиев Б.Р.

Мускуов К.С.

Божиг Ж.

6

Провести 2- областную олимпиаду по предмету НВП среди школьников Январь Елемесов Т.Б.

7

Провести соревнование по военно-спортивному троеборью среди групп специальности НВП и ФКиС. Февраль Искаков М.И.

8

Соревнование среди ППС по военно-спортивному троеборью. Февраль Искаков М.И.

9

Открытый чемпионат КарГУ по қазақ күрес посвящённый мастеру спорта РК Хабидолда А. Апрель Преподаватели кафедры НВП

10

Смотр песни и строя среди студентов НВП, посвящённый Дню Победы в ВОВ. Май Кулейменов А.Ж.

11

Проведение спортивно-массовых мероприятий в общежитии №6 по плану.

В течении

года

Преподаватели кафедры НВП

12

Принимать участие во всех мероприятиях проводимых в маштабе университета и факультета.

В течении

года

Преподаватели кафедры НВП

Ответственный

ст. преподаватель кафедры НВП М.И. Искаков

Студенты 3 курса на заняти по Пулевой стрельбе.


Открытие V- Республиканской Олимпиады по НВП


Команда КарГУ

Top