Инклюзивное образование

«Инклюзивное образование»

14.04.17. Областной конкурс «Лучшее методическое объединение — 2017» (2 этап) для специальных (коррекционных) организаций образования и детских домов. Целью проведения было определено непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства дефектологов, их эрудиции и компетентности в области технологии и методики преподавания. Задачами явились: выявление передового педагогического опыта; совершенствование анализа и критериев оценки деятельности методических объединений специальных (коррекционных) организаций образования и детских домов разных уровней; внедрение новых методических технологий организации методической работы в спецучреждения; активное включение дефектологов в педагогический поиск, творчество; развитие современного стиля педагогического мышления; формирование готовности к самообразованию. В состав жюри вошли Боброва В.В., Жусупбекова З.Д. кафедры дефектологии.

12.05.2017. Круглый стол «Проблемы и перспективы тьюторского сопровождения в условиях инклюзивной практики» проводился в рамках взаимодействия с кафедрой дефектологии КарГУ им. Е.А. Букетова, Современного гуманитарно-технического института, Карагандинского экономического университета и социально-педагогического проекта «Школа тьюторства», Ресурсного центра инклюзивного образования КГУ ОСШ№ 27. Цель проведения – повышение уровня информированности участников с психолого-педагогическими основами тьюторского сопровождения учащихся с ООП в условиях инклюзивной практики.

Организаторы: Ресурсный центр инклюзивного образования КГУ ОСШ№ 27, кафедра дефектологии КарГУ им. Е.А. Букетова.

Участники: методисты УМЦ РО Карагандинской области, «НЦПК «Өрлеу» ИПК по Карагандинской области, специалисты Городского отдела образования г. Караганда, педагоги магнитных школ, студенты и преподаватели КарГУ, СГТИ, КЭУ, представители общественных организаций

С докладом «Проблемы и перспективы развития тьюторского сопровождения в инклюзивных школах Республики Казахстан» выступила м.п.н., ст.преподаватель кафедры дефектологии Рымханова А.Р. Доклад содержал анализ состояния научно-теоретической и научно-практической обоснованности проблемы тьюторства в Республике Казахстан, как одного из видов педагогической деятельности в реализации инклюзивной практики, а также рассматривался вопрос необходимости внедрения тьюторского сопровождения детей категорий с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях.

30-31 марта 2017 года на базе педагогического факультета Карагандинского государственного университета им. академика Е.А.Букетова состоится ІХ Республиканская студенческая предметная Олимпиада по специальности 5В010500-Дефектология. Приглашаем всех студентов специальности дефектология принять активное участие!

СКАЧАТЬ

В период демократизации системы образования Республики Казахстан, утверждения гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями развития.

Предпринимая последовательные шаги в направлении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех, правительство РК в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы», а также в «Концептуальных подходах к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан» (Приказ МОН РК от 1 июня.2015 года № 348) определяет в качестве одной из важных задач развитие инклюзивного образования.

Инклюзивное, или включенное, образование (от английского слова inclusion — включение) – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В свете реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы (№ 1118 от 07 декабря 2010 г.) в части развития политики инклюзивного образования, а также создания при вузах консультативно-практических центров инклюзивного образования (Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. Подраздел: Обучение в течение всей жизни. С изменениями, внесенными Указом Президента РК от 02.11.2012 №423), Стратегического плана развития КарГУ им. академика Е.А.Букетова на основании приказа ректора №129 от 31.01.2013 года на базе действующего Реабилитационного кабинета психолого-педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями при кафедре дефектологии педагогического факультета был открыт консультативно-практический центр инклюзивного образования (КПЦ ИО). Центр является структурным подразделением Карагандинского государственного университета им. академика Е.А.Букетова.

 

Целью консультативно-практического центра инклюзивного образования является организация и проведение научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного и школьного, среднего, высшего и высшего профессионального образования, обеспечение использования полученных результатов в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели КПЦ ИО осуществляет деятельность в рамках 3-х приоритетных направлений:

1. Организационно-аналитическая деятельность;

2. Исследовательская деятельность;

3. Консультационно-методическая деятельность.

и решает следующие задачи:

— организация и проведение мониторинговых исследований по выявлению условий реализации инклюзивного образования в г. Караганде и Карагандинской области;

— разработка, выполнение научно-исследовательских, научно-методических и учебно-методических разработок в области инклюзивного образования;

— внедрение результатов исследований в учебный процесс образовательных учреждений г. Караганды и Карагандинской области, реализующих инклюзивную практику;

— всестороннее вовлечение в проводимые исследования научно-педагогических работников, магистрантов, студентов университета и всех субъектов инклюзивного образования.

Консультативно-практический центр инклюзивного образования

В своей деятельности КПЦ ИО руководствуется следующей нормативно-правовой базой: Конституцией РК, Законами РК «Об образовании» (№ 319-III от 27 июля 2007 года), «О правах ребенка» (№345 — II от 8 августа 2002 года), «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (№343 — II от 11 июля 2002 года), Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (№ 1118 от 07 декабря 2010 г.), Планом мероприятий КарГУ им.Е.А.Букетова по реализации программы развития инклюзивного образования в Республике Казахстан на 2011-2015 гг., Положением о КПЦ ИО и др.

Нормативно-правовая база

В рамках деятельности КПЦ ИО установлены партнерские связи, рабочие контакты о сотрудничестве по вопросам инклюзивного образования с:
1. Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики (г.Алматы) от 20.12.2011 г.;
2. Управление образованием Карагандинской области от 28.12.2011 г.;
3. Общеобразовательная средняя школа №13 г.Караганды от 29.07.2013 г.;
4. Общественное объединение «Кредо» (неправительственная организация) от 28.08.2013г.;
5. Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова от 13.03.2014г.;
6. Новосибирский институт повышения квалификации (Россия) от 20.11.2014г.
7. Общественный благотворительный фонд «Лучик надежды» от 29.12.2014 г.
8. Отдел образования г. Караганды от 30.12.2014 г.;
9. Павлодарский государственный педагогический институт от 10. 02.2015г.;
10. Общественное объединение «Центр поддержки детей и подростков с ограниченными возможностями развития «Ақ бота» от 15.04.2015г.;
11. КГУ «Областной  реабилитационный центр «Умит» для детей с проблемами в развитии» управления образования Карагандинской области, от 01.08.2015 г.;
12. Частный фонд «Центр актуального образования «Акжол» от 13.11.2015г.;
13. Общеобразовательная средняя школа №27 г. Караганды от 20.01.2016г.;
14. КГУ «Областная специальная школа-интернат №4 для детей с ограниченными возможностями в развитии» от 20.04.2016г.
15. КГУ школа гимназия №83 город Астана от 09.06.2016.
16. КГУ «Карагандинский технико-строительный колледж» (г.Караганды) от 18.11.2016 г.
17. КГУ «Специальный детский сад «Бөбек» для детей с ОВР» отдела образования Абайского района от 02.12.2016.

Договоры с партнерами

ІХ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В010500-«ДЕФЕКТОЛОГИЯ»

30-31 марта 2017 года на базе Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова была проведена ІХ Республиканская студенческая предметная олимпиада по специальности 5В010500-«Дефектология».
Всего в олимпиаде принимали участие 14 команд, представляющие следующие вузы Казахстана:

1. Команда «Жан нұры» Казахского государственного женского педагогического университета ( г. Алматы, руководитель – Нурсеитова Ж.Ж.);

2. Команда «Тұңғиық» Павлодарского государственного педагогического института (г. Павлодар, руководитель – Ахметова А.Е.);
3. Команды «Inspirational» (с казахским языком обучения) и «Esperanzo» (с русским языком обучения)  Южно-Казахстанского государственного педагогического института (г. Шымкент, руководители –Жапбарова Г.А., Кудайбергенова У.Ж.);
4. Команда «Алау» КарГУ им. академика Е.А. Букетова (руководитель- м.п.н., ст. Жусупбекова З.Д.);
5. Команды «Жаңа толқын» (с казахским языком обучения) и «Педсовет» (с русским языком обучения) Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова (г. Актобе, руководители–Туретаева Г.И.,Шестакова Е.В.);
6. Команды «АКВИЛОН» (с русским языком обучения) и «CЕНІМ» (с казахским языком обучения) Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова (г. Шымкент, руководитель – Калыбекова С.К.);
7. Команда «Феликс» Центрально-Казахстанской Академии (г. Караганда, руководитель – Шамшенова Э.Ж.);
8. Команды «4D» (с русским языком обучения) и «Warmth » (с казахским языком обучения) Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, руководители – Оразаева Г.С., Нурланбекова А.Д.);
9. Команда «The kind SET» Жетісуйского государственного университета им. И. Жансугурова (г. Талдыкорган, руководитель – Исабаева З.М.);
10. Команда «VERITAS» Таразского государственного педагогического института (г. Тараз, руководитель – Хаби А.А.);

Командам занявшие призовые места, были вручены дипломы I, II и III степени и ценные подарки:
за I место – Команда «Тұңғиық» Павлодарского государственного педагогического института, г. Павлодар,– принтер лазерный МФУ;
за II место – Команда «ЖАН НҰРЫ» Казахского государственного женского педагогического университета, г. Алматы — планшет;
за II место – Команда «The kind SET» Жетісуйского государственного университета им. И. Жансугурова г. Талдыкорган – планшет;
за II место – Команда «VERITAS» Таразского государственного педагогического института, г. Тараз,
за III место – Команда «Inspirational» Южно-Казахстанского государственного педагогического института, г. Шымкент  – флешка;
за III место – Команда «Жаңа толқын » Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова, г. Актобе – флешка;
за III место – Команда «Феликс» Центрально-Казахстанской Академии, г. Караганда — флешка
за III место – Команда «Warmth» Казахского национального педагогического университета им. Абая, г.Алматы;
Дипломом Гран-При— была награждена команда «Алау» КарГУ им  Е.А. Бөкетова.
По итогам двух конкурсных дней команда Павлодарского государственного педагогического института «Тұңғиық», заняла I общекомандное место и по итогам тура «Тестирования» капитан команды «Тұңғиық» студентка 3 курса, Сатпекова Алемгуль Арыстановна представлена к награждению дипломом І степени Министерства образования и науки Республики Казахстан.

27.01.17. Круглый стол «Проблемы и перспективы развития инклюзивной практики в организациях образования Республики Казахстан» проводился на базе Ресурсного центра инклюзивного образования ОСШ № 27 по итогам реализации проекта «Мы рядом — мы вместе» при финансовой поддержке Фонда Сорос – Казахстан. Целью проведениябыло определение перспектив и актуальных проблемных зон развития региональной образовательной модели, включающей инклюзивное образование в ОО регионов РК. Участники: представители Областного филиала партии «Нұр Отан», городского маслихата, представители отдела образования г. Караганды, представители КарГУ, КЭУ, СГТИ, представители общественных и образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере инклюзивного образования, СМИ.

С докладом «Система профессиональной подготовки переподготовки студентов к обучению и воспитанию детей с ООП в инклюзивной среде» вступила Боброва В.В., к.п.н, руководитель консультативи практического центра инклюзивного образования КарГ им. Букетова.

24.01.17. в Детском доме «Құлыншақ» состоялась региональная юбилейная конференция «Современные тенденции воспитания и обучения воспитанников детских домов в условиях обновления содержания образования», приуроченной к 70-летию детского дома. С докладом «Сущность психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» выступили заведующая кафедрой дефектологии Алшынбекова Г.К., доцент Боброва В.В., магистрант 2 курса Яковенко И.В. Студенты 4курса Дубынина Т.Е., Чеканышкина Е.Д. представили электронные программы «Устранение логоневроза у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов психотерапии», «Помощник дефектолога», разработанные в рамках дипломных работ.

Директор КПЦ ИО Боброва В.В. 09 декабря 2016 г. приняла участие в работе республиканского круглого стола на тему: «Современные проблемы развития системы подготовки дефектологов в Казахстане», посвященном 40-летию подготовки дефектологов в КазНПУ имени Абая, организованного институтом педагогики и психологии и кафедрой специального образования.

18 ноября 2016 года на базе КГУ «Карагандинского технико-строительного колледжа» был заключен договор о сотрудничестве с Карагандинским государственным университетом им. академика Е.А. Букетова, а также составлен план совместных мероприятий.

Предметом соглашения является сотрудничество в целях развития инклюзивного образования; внедрения инновационных подходов в подготовку специалистов образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

29 октября 2016 года на базе инклюзивной школы № 27 прошла встреча с участниками проекта «Аутизм победим». В рамках встречи специалисты Ассоциации Родителей детей-аутистов города Караганды подробно рассказали о достигнутых результатах и намеченных перспективах. Преподаватели, студенты и магистранты кафедры дефектологии КарГУ им. Е.А. Букетова пообщались с мамами-тьюторами и приняли участие в мастер-классах по организации помощи и развитию таких детей. Также участники семинара посетили Праздник спорта, где дети-аутисты совместно с родителями продемонстрировали свои спортивные успехи и достижения.


Масстер-класс Роль мышечного тонуса

Мастер-класс Преодоление стереотипизации зрительной системы

Праздник спорта

Программа мастер-классов

23 сентября 2016 года в Караганде состоялся Республиканский семинар «Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы». Карагандинская область стала экспериментальной площадкой по внедрению инклюзивного образования в стране, которое предполагает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями. На семинаре с докладом «Инклюзивное образование: подготовка и переподготовка педагогических кадров» выступила директор консультативно-практического центра инклюзивного образования КарГУ им.Е.А.Букетова Боброва В.В.

В своем докладе Боброва В.В. отметила, что для полноценной организации профессиональной переподготовки необходимы технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования, что обеспечит формирование профессиональной компетентности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением лиц с ООП в условиях учреждений общего типа.


Республиканский семинар «Инклюзивное образование в Казахстане проблемы и перспективы»
10 сентября 2016 г. в рамках летней школы «Люди с ограниченными возможностями в контексте казахстанского общества» под руоводством Штефана Кель, лектора ДААД (Немецкой академической службы обменов) в КарГУ имени Е.А. Букетова для студентов Германии и Швеции были прочитаны лекции кафедрой дефектологии на следующие темы:

Актуальные вопросы развития инклюзивного образования в Республике Казахстан (2 часа, 90 мин)

Были раскрыты такие вопросы:
1. Общие понятия, принципы инклюзивного образования.
2. Развитие инклюзивного образования за рубежом.
3. Система образования, в том числе специального образования Республики Казахстан.
4. Инклюзивное образование в Казахстане.
5. Нормативно-правовая база инклюзивного образования в РК.

Развитие инклюзивного образования в вузе. Роль консультативно-практического центра инклюзивного образования (2 часа, 90 мин)

Вопросы, обсуждаемые в ходе доклада:
1. Ресурсный центр, как координирующий орган развития инклюзивного образования.
2. Учебно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования.
2. О деятельности консультативно-практического центра инклюзивного образования в структуре университета.
3. О работе филиала кафедры на базе инклюзивной школы (Ресурсного центра инклюзивного образования).

Так же иностранные студенты посетили ОСШ №27 г. Караганды, являющейся филиалом кафедры дефектологии. В рамках школы был проведен круглый стол на тему «Опыт внедрения инклюзивного образования, проблемы, перспективы развития».


Выступление Бобровой В.В. перед иностранными студентами в рамках летней школы «Люди с ограниченными возможностями в контексте казахстанского общества»

Доклад магистранта Яковенко И.В. о практических разработках кафедры дефектологии

Студенты летней школы

Выставка работ учащихся с особыми образовательными потребностями

Доклад директора ОСШ №27

Экскурсия по ОСШ №27

25-26 февраля 2016 года на базе Казахского национального педагогического университета имени Абая при НПЦ «Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию для вузов РК и превентивной суицидологии» состоялся обучающий семинар для координаторов вузов: «Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в вузах РК» (г. Алматы), в котором приняла участие координатор инклюзивного образования КарГУ им. академика Е.А. Букетова, м.п.н., старший преподаватель кафедры дефектологии Мусеева Г.Н.
В обучающем семинаре для координаторов вузов были обсуждены следующие вопросы:
— Основные направления и перспективы деятельности Ресурсного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов РК и превентивной суицидологии;
— Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения инвалидов (зарубежный и отечественный опыт);
— Социальные проблемы, с которыми сталкиваются студенты с инвалидностью в ВУЗах;
— Материально-техническое и информационно-адаптивное обеспечение инклюзивного учебного процесса в ВУЗе;
— Современные технические средства для людей с ограниченными возможностями;
— Тренинг «Мир на ощупь»;
— Результаты мониторинга доступа инвалидов к образовательным услугам в г. Алматы;
— Помощь в сопровождении инклюзивного образования с Электронной системой «ACTUALIS: Образование»;
— Составление комплексного плана в ВУЗе по созданию социально-средовых условий для студентов с инвалидностью.
После двухдневного обучающего семинара участникам были вручены сертификаты.

Top