Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г.

Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции

         Уважаемые казахстанцы!

 

Сегодня мир вступает в эпоху Четвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных.

Новый технологический уклад кардинально меняет то, как мы работаем, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей.

Необходимость быть готовыми к глобальным изменениям и вызовам побудила нас принять Стратегию развития «Казахстан-2050».

Мы поставили целью войти в тридцатку самых развитых стран мира.

Реализуется План нации – 100 конкретных шагов, из которых 60 уже исполнены. Остальные носят в основном долгосрочный характер и осуществляются планомерно.

В прошлом году запущена Третья модернизация Казахстана.

Успешно реализуется Программа индустриализации.

Принята комплексная программа «Цифровой Казахстан».

Разработан комплексный Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года.

Наши долгосрочные цели остаются неизменными.

Все необходимые программы у нас есть.

Данное Послание определяет, что нам предстоит сделать для успешной навигации и адаптации в новом мире – мире Четвертой промышленной революции.

Дорогие соотечественники!

 

Мы создали независимый Казахстан, который стал брендом, вызывающим доверие и уважение в мире.

В 2017 году наша страна стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

В январе 2018 года мы председательствуем в нем.

Мы стали первым государством среди стран СНГ и Восточной Европы, которое мировое сообщество избрало для проведения Всемирной специализированной выставки «ЭКСПО».

В Казахстане выстроена успешно функционирующая модель рыночной экономики.

В 2017 году страна, преодолев негативные последствия мирового кризиса, вернулась на траекторию уверенного роста.

По итогам года рост валового внутреннего продукта составил 4%, а промышленного производства – более 7%.

При этом в общем объеме промышленности обрабатывающий сектор превысил 40%.

Благополучное развитие Казахстана позволило сформироваться среднему классу.

Бедность сократилась в 13 раз, уровень безработицы снизился до 4,9%.

В основе социально-экономических успехов страны – гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, которые продолжают оставаться нашей главной ценностью.

Тем не менее мы должны четко осознавать, что достижения Казахстана – надежная база, но не гарантия завтрашних успехов.

Эпоха «нефтяного изобилия» практически подходит к концу. Стране требуется новое качество развития.

Глобальные тренды показывают, что оно должно основываться в первую очередь на широком внедрении элементов Четвертой промышленной революции.

Это несет в себе как вызовы, так и возможности.

Уверен, у Казахстана есть все необходимое для вхождения в число лидеров нового мира.

Для этого нужно сконцентрироваться на решении следующих задач.

 

ПЕРВОЕ. Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий.

Именно ее результаты стали одним из основных стабилизирующих факторов в кризисных 2014-2015 годах, когда цены на нефть резко снизились.

Поэтому ориентир на обрабатывающий сектор с высокой производительностью труда неизменен.

В то же время индустриализация должна стать более инновационной, используя все преимуществанового технологического уклада 4.0.

Необходимо разработать и апробировать новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию наших предприятий с ориентацией на экспорт продукции.

Они должны в первую очередь стимулировать трансферт технологий.

Следует реализовать пилотный проект по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий, а затем этот опыт широко распространить.

Важнейшим вопросом становится развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений.

Она должна выкристаллизовываться вокруг инновационных центров, таких как Назарбаев Университет, МФЦА и Международный технопарк IT-стартапов.

Серьезного пересмотра требует организация деятельности Парка инновационных технологий «Алатау».

Основными факторами успеха инновационной экосистемы являются стимулирование спроса на новые технологии со стороны реального сектора и функционирование частного рынка венчурного финансирования.

Для этого необходимо соответствующее законодательство.

Кроме того, особое значение приобретает развитие IT- и инжиниринговых услуг.

Цифровизация экономики, помимо дивидендов, несет и риски масштабного высвобождения рабочей силы.

Нужно заранее выработать согласованную политику по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы.

Предстоит адаптировать систему образования, коммуникации и сферу стандартизации под потребности новой индустриализации.

В 2018 году необходимо начать разработку третьей пятилетки индустриализации, посвященной становлению промышленности «цифровой эпохи».

 

ВТОРОЕ. Дальнейшее развитие ресурсного потенциала.

Мир XXI века продолжает нуждаться в природных ресурсах, которые и в будущем будут иметь особое место в развитии глобальной экономики и экономики нашей страны.

Однако следует критически переосмыслить организацию сырьевых индустрий, подходы к управлению природными ресурсами.

Необходимо активно внедрять комплексные информационно-технологические платформы.

Важно повысить требования к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, а также экологичности и эффективности работы самих производителей энергии.

Состоявшаяся в Астане выставка «ЭКСПО-2017» показала, как стремительно движется прогресс в сфере альтернативной, «чистой» энергии.

Сегодня на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) приходится четверть мирового производства электроэнергии.

По прогнозам, к 2050 году этот показатель достигнет 80%.

Мы поставили задачу довести долю альтернативной энергии в Казахстане до 30% к 2030 году.

Сегодня у нас уже действует 55 объектов ВИЭ общей мощностью 336 МВт, которыми в 2017 году выработано порядка 1,1 миллиарда кВт∙ч «зеленой» энергии.

Важно стимулировать бизнес, инвестировать в «зеленые» технологии.

Акимам регионов необходимо принять меры по современной утилизации и переработке твердо-бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса.

Эти и другие меры потребуют актуализации законодательства, в том числе Экологического кодекса.

 

ТРЕТЬЕ. «Умные технологии» – шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса.

Аграрная политика должна быть направлена на кардинальное увеличение производительности трудаи рост экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции.

Мы научились выращивать различные сельхозкультуры, производить зерно.

Гордимся этим.

Но этого уже недостаточно.

Нужно обеспечить переработку сырья и выходить на мировые рынки с высококачественной готовой продукцией.

Важно кардинально переориентировать весь агропромышленный комплекс на решение этой задачи.

Приоритетного внимания требует развитие аграрной науки.

Она должна заниматься в первую очередь трансфертом новых технологий и их адаптацией к отечественным условиям.

При этом необходимо пересмотреть роль аграрных университетов.

Они должны не просто выдавать дипломы, а готовить специалистов, которые реально будут работать в АПК или заниматься научной деятельностью.

Этим вузам требуется обновить программы обучения и стать центрами распространения самых передовых знаний и лучшей практики в АПК.

Например, многократного повышения производительности можно достичь благодаря технологиям прогнозирования оптимального времени для посевной и уборки урожая, «умного полива», интеллектуальным системам внесения минеральных удобрений и борьбы с вредителями и сорняками.

Беспилотная техника позволяет значительно сократить себестоимость земледелия, минимизируя человеческий фактор.

Внедрение новых технологий и бизнес-моделей, повышение наукоемкости АПК усиливают необходимость кооперации хозяйств.

Необходимо оказывать всестороннюю поддержку сельхозкооперативам.

Государство совместно с бизнесом должно находить стратегические ниши на международных рынках и продвигать отечественную продукцию.

Интенсификация сельского хозяйства должна происходить с сохранением качества и экологичностипродукции.

Это позволит создать и продвигать бренд натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане», который должен стать узнаваемым в мире.

Кроме того, необходимо стимулировать тех, кто использует землю с наилучшей отдачей, и принимать меры к неэффективным пользователям.

Нужно переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитов для субъектов АПК.

Поручаю увеличить в течение 5 лет производительность труда в АПК и экспорт переработанной сельхозпродукции как минимум в 2,5 раза.

 

ЧЕТВЕРТОЕ. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры.

Сегодня через Казахстан проходит несколько трансконтинентальных коридоров.

Об этом немало сказано.

В целом транзит грузов через Казахстан в 2017 году вырос на 17% и составил почти 17 миллионов тонн.

Стоит задача довести ежегодные доходы от транзита в 2020 году до 5 миллиардов долларов.

Это позволит в кратчайшие сроки вернуть затраченные государством средства на инфраструктуру.

Необходимо обеспечить масштабное внедрение цифровых технологий, таких как блокчейн, для отслеживания движения грузов в онлайн-режиме и беспрепятственного их транзита, а также упрощения таможенных операций.

Современные решения позволяют организовать взаимодействие всех звеньев логистики.

Использование «больших данных» (Big data) позволит обеспечить качественной аналитикой, выявить резервы роста и снизить избыточные затраты.

Для этих целей необходимо внедрить Интеллектуальную транспортную систему.

Она позволит эффективно управлять транспортными потоками и определять потребности дальнейшего развития инфраструктуры.

Для улучшения внутрирегиональной мобильности важно увеличить финансирование ремонта и реконструкции местной сети автодорог.

Общий объем ежегодно выделяемых на это бюджетных средств следует довести в среднесрочной перспективе до 150 миллиардов тенге.

Нужно обеспечить активное участие в этой работе всех акиматов регионов.

 

ПЯТОЕ. Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе.

Благодаря реализуемым программам объемы ввода жилья в Казахстане превысили 10 миллионов квадратных метров в год.

Эффективно работает система жилищных сбережений, сделавшая жилье доступным для широких слоев населения.

Обеспеченность жильем на одного жителя выросла в последние 10 лет на 30% и составляет сегодня 21,6 квадратных метра.

Необходимо довести этот показатель в 2030 году до 30 квадратных метров.

При выполнении этой задачи важно применять новые методы строительствасовременные материалыпринципиально иные подходы в проектировании зданий и планировании городской застройки.

Нужно установить повышенные требования к качеству, экологичности и энергоэффективностизданий.

Строящиеся и уже имеющиеся дома и объекты инфраструктуры необходимо оснащать системами интеллектуального управления.

Это повысит комфортность для населения, сократит потребление электроэнергии, тепла, воды, будет стимулировать естественных монополистов к повышению своей эффективности.

Важно внести соответствующие изменения в законодательство, в том числе регулирующее сферу естественных монополий.

Акимам нужно более активно решать вопросы модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

Для решения вопроса обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водойПравительству необходимо ежегодно предусматривать на данную работу не менее 100 миллиардов тенге из всех источников.

 

ШЕСТОЕ. «Перезагрузка» финансового сектора.

Необходимо завершить очистку банковского портфеля от «плохих» кредитов.

При этом собственники банков должны нести экономическую ответственность, признавая убытки.

Вывод средств из банков акционерами в угоду аффилированных компаний и лиц должен являться тяжким преступлением.

Национальный банк не должен быть созерцателем таких деяний.

Иначе зачем нужен такой госорган?

Надзор за деятельностью финансовых институтов со стороны Нацбанка должен быть жестким, своевременным и действенным.

Государство будет и далее гарантировать соблюдение интересов простых граждан.

Нужно ускорить принятие закона о банкротстве физических лиц.

Кроме того, поручаю Национальному банку окончательно решить вопрос по валютным ипотечным займам населения, которые были предоставлены до 1 января 2016 года, когда законодательно был введен запрет на их выдачу физическим лицам.

Нацбанку и Правительству следует совместно решить вопрос обеспечения долгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики.

Важным являются дальнейшее улучшение инвестиционного климата и развитие фондового рынка.

Это одна из основных задач Международного финансового центра «Астана», который начал свою работу.

Используя лучший международный опыт, он должен стать региональным хабом, применяющим английское право и современные финансовые технологии.

Развитию фондового рынка также будет способствовать успешный вывод акций нацкомпаний ФНБ «Самрук-Казына» на IPO.

 

СЕДЬМОЕ. Человеческий капитал – основа модернизации.

Новое качество образования.

Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов.

Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний.

В дошкольном образовании к 1 сентября 2019 года необходимо внедрить единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения.

В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году.

Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры.

Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов.

При университетах страны нужно развивать педагогические кафедры и факультеты.

Необходимо усилить качество преподавания математических и естественных наук на всех уровнях образования.

Это важное условие для подготовки молодежи к новому технологическому укладу.

Для повышения конкуренции между образовательными учреждениями и привлечения частного капитала будет внедрено подушевое финансирование в городских школах.

Учитывая, что нагрузка на учеников у нас самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в странах ОЭСР, нужно ее снизить.

Во всех регионах на базе дворцов школьников нужно создать сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры.

Это поможет успешно интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду.

Будущее казахстанцев – за свободным владением казахским, русским и английским языками.

Разработана и внедряется новая методика изучения казахского языка для русскоязычных школ.

Если мы хотим, чтобы казахский язык жил в веках, нужно его осовременить, не утяжеляя избыточной терминологией.

Однако за последние годы на казахский язык было переведено 7 тысяч устоявшихся и общепринятых в мире терминов.

Такие «нововведения» иногда доходят до смешного.

Например, «ғаламтор» («Интернет»), «қолтырауын» («крокодил»), «күй сандық» («фортепиано») и таких примеров полно.

Необходимо пересмотреть подходы к обоснованности таких переводов и терминологически приблизить наш язык к международному уровню.

Переход на латинский алфавит способствует решению этого вопроса.

Следует определить четкий график перехода на латинский алфавит до 2025 года на всех уровнях образования.

Знание русского языка остается важным.

С 2016 года в обновленных программах русский язык преподается в казахских школах уже с 1-го класса.

С 2019 года будет начат переход к преподаванию на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в 10-м и 11-м классах.

В результате все наши выпускники будут владеть тремя языками на уровне, необходимом для жизни и работы в стране и в глобальном мире.

Тогда и возникнет настоящее гражданское общество.

Человек любой этнической группы сможет выбрать любую работу вплоть до избрания Президентом страны.

Казахстанцы станут единой нацией.

Содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением.

Важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов, подключению к широкополосному Интернету и оснащению видеооборудованием наших школ.

Необходимо обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков.

Нужно продолжить реализацию проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

Государство дает молодому человеку первую профессию.

Правительство должно выполнить эту задачу.

В Интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов.

Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям.

В высшем образовании нужно увеличить число выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными».

При этом следует развивать вузовскую науку с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.

Требуется осуществить поэтапный переход на английский язык прикладных научных исследований.

Вузам необходимо активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК.

Софинансирование со стороны частного сектора должно стать обязательным требованием для всех прикладных научно-исследовательских разработок.

Нужно выстроить системную политику по поддержке наших молодых ученых с выделением им квот в рамках научных грантов.

К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом.

Необходимо законодательно закрепить академическую свободу вузов, предоставив им больше прав создавать образовательные программы.

Требуется усилить переподготовку преподавателей, привлекать зарубежных менеджеров в вузы, открывать кампусы мировых университетов.

Наращивание потенциала нации требует дальнейшего развития нашей культуры и идеологии.

Смысл «Рухани жаңғыру» именно в этом.

Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды.

Первоклассное здравоохранение и здоровая нация.

С ростом продолжительности жизни населения и развитием медицинских технологий объем потребления медицинских услуг будет расти.

Современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение.

Нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни.

Особое внимание следует уделить охране и укреплению репродуктивного здоровья молодежи.

Следует переходить от малоэффективной и затратной для государства диспансеризации к управлению основными хроническими заболеваниями с применением дистанционной диагностики, а также амбулаторного лечения.

Этот опыт давно есть в мире.

Нужно смело и активно его внедрять.

Необходимо принять комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями, создать научный онкоцентр.

Должны быть обеспечены высокоэффективные ранняя диагностика и лечение рака на основе передового международного опыта.

Необходимо провести такую же работу, которую  мы провели в кардиологии, борьбе с туберкулезом и родовспоможении.

Здравоохранение будет поэтапно переходить на систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей.

Необходимость ее внедрения не вызывает сомнений.

Однако требуется более тщательно провести подготовительную работу, которая не была выполнена Минздравом и Минтрудсоцзащиты.

Нужно разработать новую модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), определив четкие границы обязательств государства.

Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником ОСМС или через добровольное медицинское страхование, а также сооплату.

Необходимо повысить доступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья, переход на «безбумажные» больницы.

Требуется приступить к внедрению в медицине технологий генетического анализаискусственного интеллекта, которые на порядок повышают эффективность диагностики и лечения заболеваний.

Важным вопросом являются обеспеченность и качество подготовки медицинских кадров.

Сегодня мы имеем уникальную Школу медицины Назарбаев Университета, при которой функционирует интегрированная университетская клиника.

Этот опыт должен транслироваться на все медицинские вузы.

Для реализации этих и других мер следует разработать новую редакцию Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Качественная занятость и справедливая система социального обеспечения.

Важно обеспечить эффективность рынка труда, создать условия, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.

Необходимо разработать современные стандарты по всем основным профессиям.

В этих стандартах работодатели и бизнесмены четко закрепят, какие знания, навыки и компетенции должны быть у работников.

Нужно, исходя из требований профстандартов, разработать новые или обновить действующие образовательные программы.

Резервом экономического роста являются самозанятые и безработные.

Я не раз требовал разобраться по вопросу самозанятых.

Министерство труда и социальной защиты населения проявило безответственность и поверхностность в этом деле.

Необходимо предоставить больше возможностей для вовлечения людей в продуктивную занятость– открыть собственное дело или получить новую профессию и устроиться на работу.

Заслуживает поддержки работа НПП «Атамекен» по обучению бизнесу.

Важно расширить охват этих категорий населения Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, усилив ее инструменты.

Процесс регистрации самозанятых нужно максимально упростить, создать условия, при которых будет выгодно добросовестно исполнять свои обязательства перед государством.

Казахстанцы должны иметь возможность сравнительно быстро найти новую работу, в том числе и в других населенных пунктах страны.

Требуется полномасштабное внедрение единой электронной биржи труда, где должна консолидироваться вся информация о вакансиях и лицах, ищущих работу.

Не выходя из дома человек сможет пройти тесты профориентации, узнать про учебные курсы, меры господдержки и найти интересную работу.

Трудовые книжки тоже следует перевести в электронный формат.

Закон по электронной бирже труда необходимо принять до 1 апреля 2018 года.

Социальная политика будет осуществляться через вовлечение граждан в полноценную экономическую жизнь.

Пенсионная система теперь полностью привязана к трудовому стажу.

Кто больше работал, тот будет получать большую пенсию.

В связи с этим всем казахстанцам нужно серьезно подойти к легализации своей трудовой деятельности.

В системе социального страхования также будет усилена взаимосвязь между трудовым стажем и размерами выплат.

С 2018 года мы перешли на новый порядок оказания адресной социальной помощималообеспеченным слоям населения.

Повышен порог ее оказания с 40 до 50% от прожиточного минимума.

Для трудоспособных малообеспеченных граждан денежная помощь будет доступна при условии их участия в мерах содействия занятости.

Для нетрудоспособных граждан меры господдержки будут усилены.

Дорогие казахстанцы!

Все свои социальные обязательства государство исполнит в полном объеме.

Хочу напомнить, в 2016-2017 годах были трижды повышены пенсии и пособия.

Базовая пенсия выросла в общей сложности на 29%, солидарная – на 32%, пособия на рождение ребенка – на 37%, а по инвалидности и потере кормильца – каждое на 43%.

Заработная плата работников здравоохранения увеличилась до 28%, образования – до 29%, социальной защиты – до 40%, госслужащих корпуса «Б» – на 30%, стипендии – на 25%.

Время кризисное. И не многие страны в мире смогли также повысить социальные расходы.

Расходы республиканского бюджета на социальную сферу в 2018 году увеличены на 12% и превысили 4,1 триллиона тенге.

Повышение социальных выплат, в том числе пенсий, увеличит доходы более 3 миллионовказахстанцев.

С 1 января 2018 года солидарные пенсии выросли на 8%.

Повышение пособий для инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, воспитывающим детей-инвалидов, составило до 16%.

С 1 июля 2018 года базовая пенсия увеличится в среднем в 1,8 раза в зависимости от трудового стажа.

Кроме того, поручаю с 1 июля 2018 года дополнительно ввести госпособия для родителей, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства.

Ежемесячно такие пособия в размере не ниже одного прожиточного минимума получат порядка 14 тысяч семей.

На эти цели потребуется до 3 миллиардов тенге в 2018 году.

Для повышения престижа профессии учителя поручаю с    1 января 2018 года должностной оклад учителей, которые переходят на обновленное содержание учебного материала, увеличить на 30%.

Обновленное содержание – это современные учебные программы, соответствующие международным стандартам и прошедшие адаптацию в Назарбаев Интеллектуальных школах.

Они дают нашим детям необходимые функциональную грамотность и критическое мышление.

Кроме того, поручаю ввести в 2018 году новую сетку категорий для учителей, учитывающую уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями.

Категории необходимо присваивать через национальный квалификационный тест, как это делается во всем мире.

Это будет стимулировать педагогов к постоянному совершенствованию.

В результате в зависимости от подтвержденной квалификации в целом заработная плата учителейвырастет от 30 до 50%.

Для этого в текущем году необходимо дополнительно выделить 67 миллиардов тенге.

ВОСЬМОЕ. Эффективное государственное управление.

Нужно продолжить работу по сокращению издержек для предпринимателей и населения при государственном администрировании.

В связи с этим важно ускорить принятие закона, направленного на дальнейшее дерегулирование бизнеса.

Необходимо обеспечить цифровизацию процессов получения бизнесом господдержки с ее оказанием по принципу «одного окна».

Интеграция информационных систем госорганов позволит перейти от оказания отдельных госуслуг к комплексным по принципу «одного заявления».

Также следует продолжить работу по повышению качества услуг субъектов естественных монополий.

Важно устанавливать обоснованные тарифы им и энергопроизводителям с учетом инвестиционных программ.

Требуются решительные действия по улучшению бизнес-климата, особенно на региональном уровне.

Правительство должно подготовить новый пакет системных мер по поддержке бизнеса, вывода его из тени.

Следует ускорить реализацию плана приватизации, расширив его за счет сокращения числа подведомственных организаций госорганов.

Те подведомственные организации, которые реально необходимы, следует по возможности консолидировать для снижения административных расходов.

Высвобожденные средства нужно направить на внедрение новой системы оплаты труда госслужащих на основе факторно-балльной шкалы.

Она сократит диспропорции в окладах госслужащих регионов и центра, а также будет учитывать характер работы и ее эффективность.

Поручаю Правительству совместно с Агентством по делам госслужбы реализовать в 2018 году пилотные проекты в центральных и местных госорганах по внедрению этой системы.

Необходимо более полно раскрыть потенциал эффективности государственной службы в регионахчерез повышение их экономической самостоятельности и ответственности.

В целом фокус региональной политики следует перенести с выравнивания расходов на стимулирование роста собственных доходов регионов.

В частности, одним из перспективных источников для любого региона является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире.

Правительству в свою очередь надо принять комплекс мер, включая упрощение визовых процедур, развитие инфраструктуры и снятие барьеров в отрасли туризма.

В рамках фискальной децентрализации необходимо решить вопрос передачи в региональные бюджеты корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса.

С 1 января 2018 года в городах районного значения, селах и сельских округах с численностью населения свыше 2 тысяч человек законодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления.

С 2020 года эти нормы будут действовать во всех населенных пунктах.

В бюджет села передано 7 видов налоговых и других неналоговых поступлений, а также 19 направлений расходов.

Это позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения.

Кроме того, государственные органы должны применять современные цифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режиме реального времени и оперативного реагирования.

Внедряя новые технологии, государству и компаниям следует обеспечивать надежную защиту своих информационных систем и устройств.

Сегодня понятие кибербезопасности включает в себя защиту не просто информации, но и доступа к управлению производственными и инфраструктурными объектами.

Эти и иные меры должны найти отражение в Стратегии национальной безопасности Казахстана.

 

ДЕВЯТОЕ. Борьба с коррупцией и верховенство закона.

Будет продолжена превентивная борьба с коррупцией.

Проводится большая работа.

Только за 3 последних года осуждено за коррупцию более 2,5 тысячи лиц, включая топ-чиновников и руководителей госкомпаний.

За этот период возмещено порядка 17 миллиардов тенге нанесенного ими ущерба.

Важной является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом.

В частности, граждане должны видеть, как рассматриваются их обращения, и вовремя получать качественные ответы.

Осуществляются институциональные преобразования судебной и правоохранительной систем.

В законодательство внесены нормы, предусматривающие усиление защиты прав граждан в уголовном процессе, снижение его репрессивности.

Расширены права адвокатов, а также судебный контроль на досудебной стадии.

Разграничены полномочия и зоны ответственности правоохранительных органов.

Работу по укреплению гарантий конституционных прав граждан, обеспечению верховенства права, гуманизации правоохранительной деятельности необходимо продолжить.

В сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности нужно активно внедрять интеллектуальные системы видеонаблюдения и распознавания на улицах и в местах массового пребывания граждан, контроля за дорожным движением.

 

ДЕСЯТОЕ. «Умные города» для «умной нации».

2018 год – год 20-летнего юбилея нашей столицы – Астаны.

Ее становление и вхождение в число важнейших центров развития Евразии – предмет нашей общей гордости.

Современные технологии дают эффективные решения проблем быстрорастущего мегаполиса.

Нужно комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции «Смарт Сити» и развития компетенций людей, переселяющихся в город.

В мире пришли к пониманию, что именно города конкурируют за инвесторов.

Они выбирают не страну, а город, в котором комфортно жить и работать.

Поэтому на основе опыта Астаны необходимо сформировать «эталонный» стандарт «Смарт Сити» и начать распространение лучших практик и обмен опытом между городами Казахстана.

«Умные города» станут локомотивами регионального развития, распространения инноваций и повышения качества жизни на всей территории страны.

Вот 10 задач. Они понятны и ясны.

Дорогие казахстанцы!

Благодаря политической стабильности и общественному консенсусу мы приступили к модернизации экономики, политики и сознания.

Дан импульс новому этапу технологического и инфраструктурного развития.

Конституционная реформа установила более точный баланс ветвей власти.

Мы развернули процесс обновления национального сознания.

По сути, эти три базовых направления являются системной триадой казахстанской модернизации.

Чтобы соответствовать новому времени, нам предстоит сплотиться в единую нацию – нацию, стоящую на пороге исторического восхождения в условиях Четвертой промышленной революции.

Отзывы:

Тарих факультетінің доценті Бейсенбекова Н.А.

Тарихшылар Жолдауды қолдайды

 

2018 жылдың 9 қаңтарындағы Елбасы Н.Ә. Назарбаев Қазақстан халқына арналған «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» деген Жолдауында әлемдік бәсекелестікте дамыған отыз елдің қатарына кірудің айқын жолдарын көрсетіп берді.

Жолдаудағы он басымдылық бүкіл Қазақстан халқына еліміздің алдында тұрған және атқарылуға тиісті экономикалық, рухани, технологиялық іс-шараларды нақтылайды.

Қазба байлығы өте мол Қазақ жерінде жаңа технологиялар негізінде индустрияландыру жұмыстарын жаңа сатыға көтеру керек. Оған біздің елімізде барлық мүмкіндіктер бар екендігін айта келе, Президент кәсіпорындарға цифрландыруға бағытталған жаңа технологияларды кеңінен енгізіп, қазақстандық өнімдерді әлемдік стандартқа сай шығару керектігін ерекше атады. Ол үшін жаңа технологиялармен дайындалған құрал-жабдықтарды әзірлеп, сыннан өткізу міндетінің ерекшелігін көрсетіп берді.

Табиғи ресурстарға бай біздің еліміз, ХХІ ғасырдағы әлемнің осы ресурстарға деген мұқтаждығын тиімді пайдаланып, экономиканы дамытуға барлық жағдайды жасау керек. Осы бағытта бүгінгі табиғи ресурстарды игеру, индустриализацияны ұйымдастыруды әлемдік талапқа сай құру керек деген ұстанымы біздің еліміз үшін өте маңызды.

Бүкіл әлемге Қазақстанның энергетикалық қуатының мүмкіншілігін көрсеткен ЭКСПО-2017 көрмесіндегі балама «таза» энергия саласын дамытуға ұлттық ғылымды бағыттап, қолдау көрсету керектігі дер кезінде айтылған терең ойлардың бірі.

Елбасының Жолдауында әлемдегі «жасыл» технология әдіс-тәсілдерін кеңінен пайдалана отырып, әр өңірде экологиялық тазалықты сақтаудың маңызыдылығын көрсете келіп, бүгінгі экологиялық кодекстерге өзгерту енгізуді тапсырды. Бұл міндет Ұлы дала еліндегі табиғи үйлесімдікті сақтап тұрудың бірден бір жолы екендігін көрсеткен жақсы міндет деп санаймыз.

Бүгінде кең байтақ қазақ даласында дәнді дақылдардың әр түрлері өсіріледі. Ол өнімдер ішкі тұтынуды барынша қаматамасыз ете алады. Алайда, сол шикізатты ғылыми негізде сапалы қайта өңдеп, әлемдік стандартқа сәйкестендіріп, экспортқа шығарып, Қазақстанның әлемдік азық-түлік нарығында лайықты орын алатындығын Президент көрсетіп берді. Ол үшін экономиканың аграрлық саласын жаңа технологиялар, озық білім мен тәжірибелер және ауыл шаруашылық кооперативтерін қолдау арқылы дамытудың жолдарын айқындады.

Еліміздің шығысы мен батысын, оңтүстігі мен солтүстігін бір-бірімен байланыстырып тұратын «Нұрлы жол» бағдарламасы бүгінде өз нәтижесін беріп келеді. Осы бағдарламаны жетілдіру арқылы көлік, логистика инфрақұрылымының тиімділігін арттыру нақтыланды. Ол үшін еліміздің аумағынан өтетін барлық жүк қозғалыстарының кедергісіз өтуіне мүмкіндік жасайтын жаңа технологияларды енгізуді жетілдіру және тездету міндеттерін де түсінікті түрде баяндап берді.

Бұдан 20 жыл бұрын еліміздің астанасын Целиноград қаласына көшіру туралы шешім қабылдауы Елбасының көрегендік саясатының нәтижесі. Бүгінде Астана қаласы құрылыс пен коммуналдық сектордың озық заманауи технологияларының негізінде дамып келе жатқан қалалардың бірі болып табылады. Осындай жетістіктерді Қазақстанның барлық аймағындағы тұрғын үй бағдарламасын іске асыруда пайдаланудың қажеттігін өмірдің өзі талап етуде. Осы идеяны жалғастырудың көрінісі Жолдаудағы халықты баспанамен қамтамасыз ету мәселесі де өзекті болып саналады. Осы орайда Президент құрылыс салудың жаңа әдістерін, заманауи отандық құрылыс материалдарын және жоспарлаудың озық үлгілерін кеңінен пайдалану қажеттілігін атап көрсетті. Бұның өзі Отандық құрылыс материалдарын шығаруға мүмкіндік береді және ұлттық архитектураның дамуына жол ашады.

Жолдаудың халық мүддесін ойлаған тағы бір басымдылық бағыты – қаржы секторына байланысты. Осы тұрғыда банктердің жеке тұлғаларға, кәсіпкерлерге несие берудегі іс-әрекеттерін қадағалау, азаматтардың мүдделерін қорғауға мемлекеттік кепілдік беру мәселесін өте жақсы көрсетіп берген.

Біздің пікірімізше, Жолдаудың барлық басымдылықтары халықтың мүддесіне сай келеді. Соның ішінде ерекше тоқталатын адами капитал — жаңғырудың негізі деп аталатын міндеті.  Өйткені, білімде де, өндірісте де, ауылшаруашылығында да, тұрғын үйді де, көлік, логистика және стратегиялық маңызды барлық салаларды дамытатын адам. Жаһандану заманында білім беруді жаңа сапалық деңгейге көтеру адами капиталды жетілдіру қоғамдағы рухани жаңғыртудың кепілі болып табылады. Осының мәнін жоғары бағалаған биылғы Жолдауда Елбасы Ұлттың бәсекелестік қабілеті бірінші кезекте оның білімдік деңгейімен айқындалатындығын көрсетеді. Мектепке дейінгі білім беру жүйесін жетілдіру үшін жаңартылған бағдарламалар дайындау, орта білім беру саласында бағдарламаның мазмұнын жаңарту және жаңа оқулықтар дайындау. Осының барлығын іске асыратын заманауи технологияны, үш тілді меңгерген ұстаз мамандардың жалақыларын көтеру мәселесі де өз шешімін тапқан. Бүгінде жас ұрпақтың жан-жақты заманауи білім алуы үшін мемлекет тарапынан барлық мүмкіншілік жасалып жатыр.

Заман талабына сәйкес кәсіптік техникалық білім беруді жетілдіру арқылы жастарға өнеркәсіп саласына қажетті мамандықты игеруге мүмкіндік беру үкіметтің басты міндеті деп көрсетілген.  Бұның өзі жастарға болашақта өз жолдарын табуға мүмкіндік беретін игі бастама.

Президент Жолдауындағы өте қажетті маңызды міндеттердің бірі барлық қазақстандықтарға оның ішінде шалғайдағы елді мекен тұрғындарына озық білім алуға мүмкіндік беретін іс шаралардың негізі үздік оқытушылардың видеосабақтары мен видеолекцияларын Интернетке орналастыру арқылы іске асыру болып табылды.  Бұны іске асыруға да елімізде барлық жағдайлар жасалған.

Металлургия, мұнай–газ химиясы, агроөнеркәсіп кешені, био және ІТ технологиялар салаларын дамытуға мүмкіндік беретін жоғары оқу орындарындағы ғылымды дамыту керек деген міндеттің маңыздылығы зор деп санаймыз.

Жолдаудағы құнды стратегиялық маңызды міндеттердің ішінде білім беру саласына экономиканың жеке тармағы ретінде қарау керек деген тұжырым өте құнды. Себебі, жоғары оқу орындары инвестициялық жобалар жасай алатын экспорттық әлеуеті бар ғылыми орталық екендігі даусыз. Осы орайда жоғары оқу орындарына академиялық еркіндік беру, оқытушылардың біліктіліктерін жетілдіруге күш салып шетелдік менеджерлерді тарту мәселесі де айқын көрсетілген. Өйткені, жоғары оқу орындарындағы зиялы қауымның, ғалымдардың экономиканы, мәдениетті және идеологиямызды дамытуға, рухани жаңғыруға үлес қоса алатын әлеуеті бар екендігі айтылады.

Биылғы Жолдауда Қазақстан халқының тұрмыс жағдайын жақсартудың жолдары, зейнетақы мәселесі, білім алу, денсаулық сақтау және экономиканың барлық саласын заманауи талапқа сәйкес мемлекеттік басқару ісінде атқарылған жетістіктерін көрсетіп, болашақтағы міндеттерін айқындалды. Дамыған отыз елдің қатарына кіру үшін мемлекеттің барлық саласында ұлттық қауіпсіздік стратегиясын жетілдіру міндеті де қойылды. Яғни, жемқорлыққа жол бермеу және онымен күресу мәселесі де айтылды.

Елбасы өз Жолдауында Астана қаласының 20- жылдығын атап өтетіндігі айта келе, бас қаланың әлемдегі мәдени орталықтардың қатарынан табылуы үшін заманауи технологиялар қолданып, мегаполистерді жетілдірудің жаңа тұжырымдамасын жасауды міндеттеді. Ондай тұжырымдамаларды жасай алатын біздің ұлтымыздың барлық мүмкіндігі бар.

Сонымен, қорыта айтқанда, Қарағанды мемлекеттік университетінің тарих факультетінің ұжымы Қазақстан Республикасының Президенті Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауындағы көрсетілген ұлтымыздың дамуы  үшін өте маңызды он міндетін тарихи маңызды құжат деп санайды. Жолдаудың барлық тармақтары бүкіл қазақстандықтарға елдің болашағы үшін атқарылатын бүгінгі күнгі ауқымды істерге белсенді түрде араласудың қажеттігін көрсетеді.

Тарих факультетінің доценті Бейсенбекова Н.А.

Аға оқытушы Сақабай Т.Қ.

Аслан Кабегенов, студент Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова

Только вперед!

Современные технологии меняют мир. Глобальные технологические сдвиги несут в себе как вызовы, так и новые возможности роста. Это наш шанс для ускоренного вхождения в число 30-ти наиболее развитых стран мира. Послание Президента посвящено развитию страны в условиях промышленной революции. Глава государства назвал 10 основных задач, которые нам предстоит реализовать. Первое. Казахстанская индустрия и внедрения новых технологий. Нашей промышленности нужно повысить уровень производительности труда. Второе. Следует значительно улучшить эффективность использования ресурсного потенциала. Требуется внедрение информационно-технологических решений. Третье. Нужно поднять агропромышленный сектор на высокий уровень через внедрение новых технологий в сельскохозяйственной отрасли. Четвертое. Транспорт и логистика. Пятое. Применение современных технологий в строительстве и ЖКХ. То есть это новые методы строительства. Шестое. «Перезагрузка» финансового сектора. Меры по оздоровлению банковской системы, усиление надзора и учет интересов граждан. Седьмое. Новое качество человеческого капитала. Все уровни системы образования должны отвечать современным реалиям и потребностям экономики. При этом нужно повысить престиж профессии учителя. В здравоохранении применение новых технологий должно существенно улучшить профилактику и лечение болезней, повысить качество медицинского обслуживания. Восьмое. Государственное управление. Цифровые технологии позволят повысить качество госуслуг и господдержки, более полно учитывать потребности граждан. Девятое. Верховенство закона и борьба с коррупцией так же остаются направлениями государственной политики. Десятое. Внедрение технологий «Смарт сити».

Таким образом, наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев определил стратегические направления развития Казахстана. Уверена, что наша молодежь будет в авангарде этих эпохальных преобразований.

 

Аслан Кабегенов, студент Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова

Дастан Бақытбекұлы Көшербаев, Е.А. Бөкетов атыңдағы Қарағанды мемлекеттік университетінің саясаттану және әлеуметтану кафедрасының меңгерушісі, саясат ғылымдарының андидаты, доцент

Жолдау – елдің келешегі

Елбасы Н.Ә. Назарбаевтың кезекті Қазақстан халқына Жолдауында елімізді әлемнің дамыған 30 елінің қатарына енуге бағытталған елеулі тұжырымдар жасалды. Жаңа өндірістік революция заманауи технологияларды жете игерген мемлекеттерді дамудың шыңына шығарады. Осындай тарихи мүмкіндікті Қазақстан да жіберіп алмауы керек. Сондықтан бүгінгі күнгі озық технологиялар мен жаңашыл ойларды жетік игерген, өзін де, елін де таныта алатын азаматтарды тәрбиелейтін, адами капиталды қалыптастыратын тиімді жүйені мемлекет қалыптастыруы керек.

Әлемдік озық технологияларды игеру бойынша көш керуен алда келе жатқан елдердің адами капитал қалыптастыру тәжірибесін саралай отырып, өзімізге лайық деген жетістіктерін байыппен енгізгені жөн. Оның ішіндегі негізгі салмақ ұлттық білім беру жүйесіне түспек. Әлемдік тәжірибе көрсетіп отырғандай, алға дамыған білім ғана елдің инвестициялық тартымдылығын қалыптастырады және технологиялық дамуын қамтамасыз етеді.

«Отанымыздың көркеюі әркімнің жаңа «цифрлық дәуір» талаптарына сай болуына байланысты» — дейді Елбасы Н.Ә. Назарбаев. Яғни, ақпараттанған заманда ғаламдық технологиялық көшке ілесе алуымыз бүгінгі заманауи ақпараттық жетістіктерді игере алуымызға байланысты. Мұны жете түсінген Елбасымыздың көрегендік саясатының арқасында «Цифрлық Қазақстан» бағдарламасы қабылданған болатын. Бүгінгі өзгермелі қоғамға бейімделген жастар қатарының артуы аталмыш бағдарламаның тиімді жүзеге асуына байланысты екендігі сөзсіз.

Жолдауда қойылған 10 міндет Нұрсұлтан Назарбаевтың алдыңғы Жолдауларында алға қойған елеулі саяси істерімен үндеседі және уақыт талаптарына сәйкестелінген логикалық жалғасы. Интеллектуалды әлеуетімізді, қаржылық, техникалық ресурстарымызды Елбасы көтерген міндеттерді жүзеге асыруға жұмылдыруымыз керек. Тек сонда ғана өзінің дербес ұлттық рухы, мәдениеті, тарихы, санасы дамып жетілген өркениетті ұлт есебінде жалпы адамзаттың ұлы көшіне ілесіп, әлемнің дамыған 30 елімен терезесі тең мемлекет ретінде иық тірестіре аламыз.

Дастан Бақытбекұлы Көшербаев,

Е.А. Бөкетов атыңдағы Қарағанды мемлекеттік университетінің саясаттану және әлеуметтану кафедрасының меңгерушісі, саясат ғылымдарының кандидаты, доцент

Наргиз РАХИМГЕРЕЙ, «Жас Отан» ЖҚ, ҚарМУ студенті

Тек қана алға!

ҚР Президенті Н.Ә. Назарбаевтың биылғы Жолдауында жылдың бастамасы ретінде халыққа үндеу тастады. Бұл үндеуде жалпы Қазақстанның, ел экономикасының, оның бір қатар салаларының  дамуын қамтамасыз ететін басты итермелеуші фактор – 4.0 модернизациясын ұсынды.  Жалпы модернизацияның ішінде 10 бағыт айқын аталып көрсетілді. Оның ішінде бізге ең керегі, ең қатыстысы барлығы екенін түсінем, бірақ адам капиталының сапасын жоғарылату қоғамға қажетті дүниелердің бірі болып есептеледі. Мысалға алатын болсақ, күні кешеге дейін жасалып келген зейнетақыны өсіру, қаржы саласын, ішкі инфрақұрылымды, 2,3 модернизацияда жсалған нәтижелерді әрі қарай дамыту – қоғамның жаһандануға ілесе алуының алғышарттары болып табылады. Басты назар аударатын нәрсе, егер алдыңғы қадамдарда билікке, оның тармақтарына, заң жобаларына көбірек көңіл бөлінсе, осы модерницазия көлемінде көбінесе мемлекет пен халық арасындағы байланысты орнатуға, қоғамның біртұтастығын нығайтуға, заңның басымдылығын жете түсіндіруге, осылайша мемлекеттік тиімділікті арртыруға бет бұрып отыр. Негізінен, бұл жобадағы басты бағыттар ертеңгі күнде Қазақстанның бәсекеге қабілетті 30 мемлекетің қатарына қосылуына, еліміздің жарқын болашағы жолында басқа да мақсаттарына қол жеткізуіне сенім қалыптастырады. Осы аталған бағыттарды іс жүзінде дамытуға қоғам болып әрқайсысымыз үлес қосатын болсақ, бұл Жолдау да табысымыздың ұйытқысы, жасампаздығымыздың елшісі болмақ.

Наргиз РАХИМГЕРЕЙ,

«Жас Отан» ЖҚ, ҚарМУ студенті

Е.А. Бөкетов атыңдағы Қарағанды мемлекеттік университетінің тарих факультетінің деканы Смағұлова Гүлнара Мұратбекқызы

Елбасы Жолдауы – білімге қолдау

Жыл басында Елбасы Қазақстан халқына кезекті Жолдауын жария етті. Жарқын болашаққа бастайтын батыл қадамдарды арқау еткен бұл Жолдаудың да маңызы ерекше. Президент қарқынды экономикалық даму жолына бет алған еліміздің 2050 жылға дейінгі ұзақ мерзімді Даму стратегиясын жүзеге асырып, Жүз нақты қадам Ұлт жоспары бойынша реформаларды сәтті жүргізіп, индустрияландыру саласын өркендету жолында да жүйелі жұмыстар атқарғанын атап айтты. Өткен жылы Үшінші жаңғыру аясында Рухани жаңғыру бағыты бойынша кешенді іс-шаралар атқарылып, «Цифрлық Қазақстан» бағдарламасы қабылданды. Ал биылғы Жолдау Төртінші Индустриалды Революция жағдайындағы елдің дамуына арналады. Елбасы алдағы уақытта атқарылатын 10 негізгі тапсырмаға тоқталды. Сол негізгі тапсырмалардың бірі – «Адами капитал – жаңғыру негізі. Білім берудің жаңа сапасы».

Білім қай кезде де маңызды. Білім, ғылымсыз даму жоқ. Бұл жолғы Жолдауында да Елбасы білім мәселесіне баса назар аударды. Білімнің негізі мектептен қаланады. Осыны басты назарда ұстанған Мемлекет басшысы мұғалім мәртебесін арттыру бүгінгі дамыған елдердің қатарына қосылуға тікелей ықпал ететінін айта келе, білім берудің жаңартылған мазмұнына көшкен, яғни халықаралық стандарттарға сай келетін білімді, білікті ұстаздардың лауазымдық жалақысын ағымдағы жылдың 1 қаңтарынан бастап 30 пайызға  көбейтуді тапсырды. Бұл енді ұстаз еңбегі оның білімімен, біліктілігімен өлшеніп, соған сай бағаланады деген сөз.

«Мемлекет жастарға алғашқы мамандықты береді. Үкімет бұл міндетті орындауға тиіс. Орта мектеп пен колледждер және жоғары оқу орындары үздік оқытушыларының видеосабақтары мен видеолекцияларын Интернетте орналастыру керек. Бұл барлық қазақстандықтарға, оның ішінде шалғайдағы елді мекен тұрғындарына озық білім мен құзыреттілікке қол жеткізуге жол ашады», деді Елбасы. Жоғары білім беру ісінде жасанды интеллектпен және «үлкен деректермен» жұмыс істеу үшін ақпараттық технологиялар бойынша сапалы білім алған түлектердің санын арттыру қажеттігіне тоқтала келе, «Осыған орай металлургия, мұнай-газ химиясы, агроөнеркәсіп кешені, био және IT-технологиялар салаларын зерттеу ісінде басымдық беретін жоғары оқу орны ғылымын дамыту керек. Қолданбалы ғылыми-зерттеулерді ағылшын тіліне біртіндеп көшіруді жүзеге асыру талап етіледі. Жоғары оқу орындары шетелдердің жетекші университеттерімен, ғылыми орталықтарымен, ірі кәсіпорындарымен және трансұлттық корпорацияларымен бірлескен жобаларды белсенді түрде жүзеге асыруы қажет», деді Елбасы. Жастарымыздың ғылымға деген қызығушылығын арттыру, жас ғалымдарымызға қолдау көрсету мақсатында жүйелі саясат жүргізілетінін және ғылыми гранттар аясында квота бөлу керектігін алға тартты. Білім беру саласына өзінің инвестициялық жобалары мен экспорттық әлеуеті бар экономиканың жеке саласы ретінде қарайтын кездің келгенін, білім беру бағдарламаларын жасау барысында жоғары оқу орындарына көбірек құқық беріліп, олардың академиялық еркіндігі заңнамалық тұрғыдан бекітілуі керектігі айтылды. Оқытушылардың қайта даярлықтан өтуіне күш салу, жоғары оқу орындарына шетелдік менеджерлерді тарту, әлемдік университеттердің кампустарын ашу  — бүгінгі күннің қажеттілігі. Елбасы өз Жолдауында мәдениеті мен идеологиясы дамыған әлеуеті мықты, рухани тұрғыдан жан-дүниесін жаңғыртқан, өзінің шыққан тегін, тарихын, тілін, дінін білетін, заманға сай бейімделген,  бірнеше тілді еркін меңгерген озық ойлы қазақстандық қоғамымыздың идеалына айналуы тиіс екендігін қадап айтты.

Е.А. Бөкетов атыңдағы Қарағанды мемлекеттік университетінің тарих факультетінің деканы Смағұлова Гүлнара Мұратбекқызы

Тажбаев Еркеблан Муратович, доктор химических наук, профессор, декан химического факультета Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова

Условие успешной модернизации –

современные технологии в образовании и науке

 «Современные технологии меняют мир. Глобальные технологические сдвиги несут в себе как вызовы, так и новые возможности роста. Это наш исторический шанс для ускоренного вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира», – так заявил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем новом Послании к народу Казахстана. Послание от 10 января 2018 года посвящено развитию страны в условиях Четвёртой промышленной революции.

В Послании особенно отмечено новое качество человеческого капитала, потому что сложно говорить о модернизации, если отсутствуют ресурсы для развития человеческого капитала. Фундаментом здесь выступают сферы здравоохранения и образования, которым следует уделять особое внимание. Глава государства отмечает, что «все уровни системы образования должны отвечать современным реалиям и потребностям экономики. Нужно повысить престиж профессии учителя». Президент продолжает идею Послания прошлого года «Модернизация и развитие Казахстана в условиях технической революции» и в условиях мировых изменений в целом еще раз акцентирует внимание, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы наша страна совершила рывок в своем развитии.

Особо отмечено, что сейчас мир стремительно развивает технологии, то есть происходит технологическая революция. Казахстану крайне необходимо быть в тренде этих изменений. В этом контексте Президент предлагает те конкретные меры, которые необходимо предпринять Казахстану, чтобы не отставать в технологическом и экономическом направлениях. То есть речь идет о том, чтобы усилить, повысить производительность труда в сфере информационно-коммуникационных технологий. На это нацелены и программы, которые принимаются в Казахстане. Например, «Цифровой Казахстан». В результате всех изменений Казахстан должен стать конкурентоспособнее. К этому же нужно привести и сферу образования за счет повышения зарплат тем учителям, которые готовы пройти переквалификацию по новым современным программам. Наша образовательная сфера должна быть конкурентоспособной, соответствующей современным трендам и требованиям времени. Суть этих изменений заключается в том, чтобы в конечном итоге соответствовать парадигме «Индустрии 4.0», то есть тому, что сейчас происходит в мире.

В этой связи полагаю, что основная задача академического сообщества, как профессорско-преподавательского состава, так и студентов, поддержать данную парадигму развития новыми открытиями в сфере информационных технологий, прикладных разработок, способствующих осуществлению еще одной важной задачи поставленной Нурсултаном Абишевичем – внедрение технологий «Смарт сити», которые позволят эффективно решать проблемы растущих городов и повышать их привлекательность для инвесторов.

Тажбаев Еркеблан Муратович, доктор химических наук, профессор, декан химического факультета Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова

Елбасы жолдауы – ел игілігі үшін...

Қазақстанның жаңа ғасырда дамуы мен өрлеуіне себепші болған ұлт Көшбасшысы, ел Президенті Нұрсүлтан Әбішұлы Назарбаевтың халыққа кезекті жолдауы жолданды. «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атауымен бастау алған ұлт жоспары көңілге қонымды. Әр тармағы орынды. Жаңа технологиялық қалыпқа түсуіміз, заманауи құрылғылар мен жүйелерге тез бейімделіп, жастарды білім мен тәрбие бағытынан бөлек, ізденгіш, бәсекеге қабілетті маман етіп даярлау – басты міндеттердің бірі.

Елбасы жолдауы 10 нақты міндетті алға қойған. Сол міндеттердің әрқайсысы да ел игілігі үшін аса маңызды, бағалы құндылықтар. Мәселен, индустрияландыру жаңа технологияларды енгізудің көшбасшысына айналуы тиіс екендігін айқын ашып түсіндірген. Бұл қолдауға тұрарлық бастама. Сонымен қатар, Елбасы көрсеткен барлық міндеттерді қамтыған салалар бойынша алдағы атқарылатын жұмыстардың орасан екеніне көзім жетті. Әсіресе, жастарға білім беру жолындағы мектептер, колледждер мен ЖОО-на қойылған талаптар көңіл толтырады. Жаһандық ғылым жүйесінде емін-еркін жұмыс жасау үшін білім алушыларға үш тілде сөйлеуге, оқуға берілетін мүмкіндіктер бар. Орыс тілді мектептерде қазақ тілін оқытудың жаңа әдістемесі әзірленсе, кейін осы тақырып бойынгша кездесетін мәселелерді шешу оңай болмақ. Латын әліпбиіне көшу – терминология тұрғысынан қазақ тілін халықаралық деңгейге жақындату екенінде дәлелдермен түсіндірді.

Жастарға жұмыс беру мен алғашқы мамандықты беруде үкімет атқаратын міндеттің маңызы өте зор. Ендеше, келешек жастардың қолында болса, Үкіметіміз сол жастарға келешектің кілтін табуға мол мүмкіндік береріне сенімдімін.

Елбасының бүгінгі таңға дейін атқарған жұмыстары мен игілікті істерінің барлығы да ел игілігі үшін екенін естен шығармаған абзал. Игілікті іс жолында аянбай еңбек ету – басты мақсатымыз!

 

М.І.Әбдуов

Филология факультетінің деканы

Исторический шанс

В своем Послании к народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев сформулировал 10 основных целей, стоящих перед Республикой в условиях четвертой промышленной революции. Важно,  что обозначая дальнейшие шаги на пути Казахстана в число наиболее развитых стран мира, Послание последовательно развивает положения предыдущих стратегических документов, учитывает опыт их практической реализации.  Главные составляющие, которые продолжат определять направленность развития Казахстана – это необходимость активного внедрения инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности государства и широкая социальная ответственность.

Президент обосновывает глубоко взаимосвязанные задачи повышения эффективности экономики. Это информатизация и цифроизация производственных процессов; приоритетность экологической и энергетической безопасности во всех секторах производства,  и прежде всего в сфере освоения природных ресурсов Казахстана; внедрение передовых бизнес-моделей.

Необходимость обеспечения современной экономики востребованными научно-техническими инновациями и высококвалифицированными конкурентоспособными трудовыми ресурсами требует формирования интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина. Это вновь ставит вопрос о первостепенной значимости национального образования, на которую обращает внимание Президент. Его конечная цель – обеспечить новое качество человеческого капитала, соответствующего условиям постиндустриального общества: возрастающего влияния информационно-технологических факторов на скорость обновления рынка труда, его структуры, требований и запросов. Помимо предоставления необходимых знаний и формирования профессиональных компетенций, вуз должен способствовать развитию умений студента в области постоянного и непрерывного обучения, самообразования, от которых будут в дальнейшем зависеть способности выпускников к мобильности и адаптивности на динамичном рынке труда, их реальная подготовленность к трудоустройству и будущей карьере.

Исполнение в полном объеме социальных обязательств государства будет способствовать сохранению благоприятной социальной среды,  социального самочувствия граждан. Нурсултан Абишевич озвучил показатели динамики роста социальных выплат в Казахстане, сообщил о планируемом повышении пенсий, окладов учителей и работников других бюджетных сфер. Социальная ответственность также должна стать главным принципом оздоровления банковской системы страны, бизнеса в целом.

Решение десяти поставленных Президентом задач станет основой обновленной модели развития нашей страны, отвечающей современным требованиям к глобальной конкурентоспособности, даст возможность реализовать тот «исторический шанс» возможности роста, о котором говорит Глава государства.

 

Рымбек Муратович Жумашев, первый проректор Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, доктор исторических наук, профессор

ЕЛБАСЫ Н.Ә. НАЗАРБАЕВТЫҢ ҚАЗАҚСТАН ХАЛҚЫНА ЖОЛДАУЫНЫҢ 10 ТАПСЫРМАСЫ – МЕМЛЕКЕТ ДАМУЫНЫҢ ТҰРАҚТЫЛЫҒЫ МЕН ҚАУІПСІЗДІГІНІҢ КЕПІЛІ

Қазақстан Республикасының Президенті – Елбасы Н.Ә. Назарбаев Қазақстан халқына Жолдауында біздің қоғамымыз үшін аса өзекті 10 нақты мәселені көтерді. Еліміздің әлемдік дағдарыстың түрлі сынақтарынан сүрінбей өтіп, қарқынды экономикалық даму жолына бет бұрғанын жеткізген Елбасы: «Еліміздің 2050 жылға дейінгі ұзақ мерзімді Даму стратегиясы жүзеге асырылуда. Жүз нақты қадам Ұлт жоспары аясында біз реформаларды жүргізіп келеміз. Индустрияландыру саласын өркендету үшін жүйелі жұмыстар атқарылуда. Біз конституциялық реформаны жүзеге асырып, еліміздің Үшінші жаңғыруын бастадық. Рухани жаңғыру бағыты бойынша кешенді іс-шаралар жүргізілуде. «Цифрлық Қазақстан» бағдарламасы қабылданды», — деп халқымыздың бұған дейін жүріп өткен жолының табысты болғанын ерекше атап өтті.

Тәуелсіздік жылдарынан бері еліміздің әлемдік қауымдастықтан өзіне лайықты орын алуына көреген саясатымен қол жеткізген мемлекет басшысы Жолдауында Қазақстан халқына 10 нақты негізгі міндетті атап көрсетті.

Президент Н.Ә. Назарбаев қазақстан экономикасын дамытуда индустрия мен жаңа технологияларды енгізуде әлемнің озық технологияларымен тең дәрежеде болуы керегі айтылып, өнеркәсіптегі өндірісті цифрландыруды тапсырды. Бұл дегеніміз енді ауыр өндіріс пен ауыл шаруашылығы және көлік пен логистика инфрақұрылымын дамытуда жаңа дәуірдің басталғандығын паш етеді. Заманауи технологияны дамытуда интеллектуалдық ақыл-ой мен ғылым мен білімнің озық жаңалықтарын өндіріске қарқынды түрде енгізіледі. Елбасының Жолдауындағы осынау жоғары міндеттерді жүзеге асырылуы Қазақстан қоғамының төртінші индустриалдық даму жолына түскенін көрсетеді.

Инттелектуалдық қоғам дамуының басты ұстанымы адам капиталы мен ақыл-ойының дамуымен өлшенеді. Елбасының берген нақты тапсырмаларында әлеуметтік салаларда жұмыс жасайтын қызметкерлердің жалақысының өсетініне қосымша қаражаттың қарастырылатыны айтылды. Қаржы-экономикалық секторларға да ерекше бақылау мен талаптың күшейтетіні сөзсіз болатын болды. Мемлекет дамуынының негізгі көрсеткіші құқықтық-заңдық нормативтердің орындалуы қатаң түрде жүзеге асырыла беріп, жемқорлықпен күрес басым бағыт болып қалатына айтылды.

Осындай өзекті әрі кезек күттірмейтін міндеттерді орындауда қазақстан халқының бірлігі мен ынтымақтастығының маңыздылығын жеткізген Елбасы Н.Ә. Назарбаев Үкімет пен әкімдерге Жолдауды халыққа кеңінен түсіндіруді тапсырды. Биылғы Елбасының Жолдауында Қазақстан халқын дамудың жаңа белесіне алып баратын мақсат-мұраты айқындалды. Ендеше, бәсекеге қабілетті 30 елдің қатарына енуді 2050 стратегиясының басты міндеті санаған Қазақстан Республикасының мұраты айқын.

Нұртас Смағұлов,

 Е.А. Бөкетов атындағы ҚарМУ-дың

Қазақстан тарихы және ҚХА кафедрасының

аға оқытушысы, PhD докторанты.

Елбасы жолдауындағы жаңа міндеттер

         Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың 9 қаңтар күнгі Республикалық «Хабар» телеарнасы арқылы халқымыздың саясыи – экономикалық, әлеуметтік – рухани дамуының нақты он бағытын айқындаған жолдауының қысқаша мазмұны елімізде үлкен, ауқымды істердің басталуына тың серпін берері сөзсіз. Тәуелсіздіктің екінші 25 жылдығына қадам басып отырған еліміз үшін Президентіміздің бұл жолдауы Қазақстан халқына үлкен серпіліс туғызып, тың идеяларға ұмтылуына, рухани дамуына жаңа қарқын береді.

        Әсіресе, оқу ағарту саласында еңбек етіп жүрген ұстаздар қауымына бұл жолдаудағыжетінші бағыт – адами капитал сапасын жақсарту жөніндегі ойлары, атап айтқанда білім беру жүйесінің рөлі туралы айтқан сөздері қызу қолдауға ие болуда. Елбасының: бұрынғы жолдауларында айтқан — «Біздің міндетіміз – білім беруді экономикалық өсудің жаңа моделінің орталық буынына айналдыру. Оқыту бағдарламаларын сыни ойлау қабілетін және өз бетімен іздену дағдыларын дамытуға бағыттау қажет»- деген сөздері әлі күнге күн тәртібінен түпей келе жатқан өзекті мәселелердің бірі екендігі ақиқат. Елбасы жолдауында айтылған осы негізгі он бағыт уақыт талабынан туындап отырған ұсыныстар деп қабылдаймыз. Сондай-ақ, мектептердің және мұғалімдердің деңгейі, әсіресе ауыл мен қалада әртүрлі екендігі білікті педагогтардың жетіспеу проблемалары туралы айтқан ойлары көптен көтеріліп келе жатқан проблемалардың оң шешімін табуына мұрындық болары сөзсіз.

Сондай-ақ жолдау бағыттарында келтірілген,өнеркәсіп,өндіріс ошақтары, цифрлы Қазақстан, оқу-ағарту мәселелері мен тұрғын үй, адам денсаулығын жақсартуға бағытталған бағыттарда халықтың көңілінен шыққаны сөзсіз. 2050 жылға дейін халықтың әл-ауқатын арттыра отырып, дамыған 30 елдің қататрында болуды діттеген стратегиялық жоспардың өміршеңдігін ел Тәуелсіздігінің 26 жылдық шежіресінен анық аңғаруға болады. Қорыта айтқанда, елбасы Н.Ә.Назарбаевтың БАҚ-ы арқылы берілген дәстүрлі жолдауы елміз үшін жарқын болашаққа апарар иігі істердің баянды бастамасы деп білеміз.

Қойлыбай Асанұлы

Филология ғылымдарының докторы,

Е.А.Бөкетов атындағы ҚарМУ профессоры

Стратегический ресурс

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» кристаллизовало направления развития страны в эпоху новых технологий, больших данных, глобальных изменений в структуре мирового воспроизводства интеллектуального продукта.

Для всех, кто работает в сфере университетского образования крайне важно, что главным на новом этапе развития страны по-прежнему остается человек, гражданин Казахстана, во благо которого внедряются новейшие достижения во все сферы социально-экономической жизни. Перед образовательным сообществом Глава государства ставит задачу создания «собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов». Президент еще раз акцентирует внимание на том, что только способность человека к постоянному развитию, обновлению знаний и навыков, обеспечит личный жизненный успех, а стране процветание. Как ректор университета, могу свидетельствовать о том, что современная студенческая молодежь имеет большой потенциал для реализации профессиональных устремлений в условиях цифровой эпохи и с готовностью воспринимает инновации.

Обновление содержания школьных программ имеет своей целью воспитание креативной личности, способной осуществлять эффективную коммуникацию с современным миром. Для того, чтобы воспитать в подрастающем поколении стремление к владению навыками, жизненно необходимыми в условиях технологической эпохи, необходимо подготовить педагогов, которые разделяют эти идеи и устремления. В этой связи Президент ставит задачу увеличения числа «выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными».

С воодушевлением научное сообщество восприняло слова Президента о выделении в рамках научных грантов квот для молодых ученых. Это расширяет возможности для практической реализации идей нового поколения исследователей.

Привлечение бизнеса, производственного сектора к проведению прикладных научно-исследовательских разработок значительно сократит путь от научной идеи до внедрения ее результатов. То есть, наука будет работать на решение насущных проблем региона и страны.

Елбасы вновь указал на необходимость дальнейшего развития практики трехязычного образования. В этом проявляется забота Президента о достойном будущем молодых казахстанцев. «Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды». Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова уже имеет опыт подготовки трехязычных кадров. Выпускники, освоившие эту программу, успешно трудоустраиваются, они мобильны, получают дополнительные квалификации, охотно воспринимают лучший зарубежный опыт. На современном этапе университет приступил к подготовке педагогов, которые будут преподавать в школах биологию, химию, информатику, математику на английском языке.

Путь казахстанцев к вершинам современной мировой цивилизации будет значительно ускорен переходом алфавита казахского языка на латинскую графику. Первые шаги, сделанные в этом направлении, отвечают ожиданиям общества и нашли самый позитивный отклик.

Формирующаяся сегодня новая парадигма образования всех уровней исключает инертность, непрофессионализм, некомпетентность, что объективно способствует повышению ее роли в качестве одного из стратегических ресурсов страны. Как подчеркивает Нурсултан Абишевич, «к сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом».Сегодня образование призвано формировать ценностные приоритеты молодежи, ориентировать молодых людей в динамичном мире, обеспечивать их профессиональную и информационную мобильность. Основная цель такого образования заключается в развитии личности, способной ставить и достигать достойные жизненные цели, гибко и эффективно действовать в новых условиях.

Наращивание потенциала казахстанской нации для достижения поставленных Президентом целей, требует дальнейшего развития культуры, упрочения фундаментальных ценностей нашей цивилизации. В связи с этим существенно повышается роль гуманитарного знания, способного формировать объективный взгляд на историческое прошлое, национальное самоопределение, стать инструментом духовного единения народа Казахстана.

Убежден, что поставленные Главой государства задачи вдохновляют каждого на новые свершения во благо Казахстана. Многотысячный коллектив Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова приложит все усилия для реализации задач, поставленных Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Послании к народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».

 

От имени коллектива преподавателей и студентов Карагандинского государственного университета им. академика               Е.А. Букетова, ректор Еркин Киноятович Кубеев

Человеческий капитал – основа благополучия и дальнейшего развития казахстанского общества

Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» вновь убедило в том, что только собственными усилиями наше общество способно адекватно ответить на вызовы современности

Поставив ясные и точные задачи по дальнейшей модернизации всех сфер социальной деятельности и обстоятельно обозначив их конкретное содержание, Н.А. Назарбаев уделил особое внимание совершенствованию условий, средств и способов  успешного саморазвития и самосовершенствования человека, его социальной и культурной самодеятельности, его свободной и творческой активности. В этой связи утверждение роли человеческого капитала в современной цивилизации должно предлагать такое решение проблемы определения критериев человеческой деятельности, в котором бы утверждалось единство задач и интересов отдельного человека и общества, а в перспективе и всего человечества.

Сегодня всем членам нашего общества требуется осознание того, что главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного развития населения, принимающий форму человеческого капитала и обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности. При этом вектор изменения как индивидуального, так и коллективного мышления должен быть направлен на гармонизацию личных интересов конкретного человека с интересами страны.

Рассматривая процесс формирования человеческого капитала как фундаментальный по своей сути фактор цивилизационного развития, Н.А. Назарбаев считает, что ведущей сферой формирования человеческого капитала может быть только сфера образования. Именно эта сфера должна стать ведущей в процессах социально-экономической модернизации общества и цивилизационного развития в целом и обеспечить необходимое качество формирования человеческого капитала с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого человека как свободно развивающейся личности.

Научное сообщество, безусловно, должно внести свой вклад в решение этих важнейших задач нашего общественного развития и предложить новое понимание и теоретическое объяснение подходов и методов внедрения полученных результатов в социальную практику.

Солощенко Павел Петрович

заведующий кафедрой

философии и теории культуры

Top