Кафедра дефектологии

История кафедры

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

Кафедра дефектологии педагогического факультета Карагандинского государственного университета им. академика Е.А.Букетова осуществляет подготовку бакалавров по специальности 5В010500–«Дефектология» и магистров по специальности 6М010500–«Дефектология».

Свою историю кафедра начала в 1984 году в Карагандинском педагогическом институте. Первым руководителем кафедры олигофренопедагогики была д.пс.н., профессор Намазбаева Ж.И.

Состав кафедры олигофренопедагогики КарПИ (1989 год).

Заведующая кафедрой Намазбаева Жамиля Идрисовна (в центре)

Профессорско-преподавательский состав кафедры олигофренопедагогики КарПИ 1989 года, осуществивший первый выпуск студентов-дефектологов

В 1994 году кафедра олигофренопедагогики была переименована в кафедру социальной адаптации и педагогической коррекции.

Состав кафедры социальной адаптации и педагогической коррекции (1996 г.)

Заведующая кафедрой Красникова Наталья Васильевна (в центре)

Выпускники дефектологического факультета 1994 года

Декан дефектологического факультета к.ф.наук, доцент Плотникова Лариса Ивановна (в центре). Зам.декана по учебной работе Ильясова Баян Игсиновна (слева)

В 1997 году, в связи с реорганизацией КарПИ, кафедра вошла в состав КарГУ им.Е.А.Букетова. В 2013 году кафедра переименована в кафедру дефектологии.

В разные годы кафедру возглавляли ведущие ученые: к.м.н., доцент Дуплякин А.Г.; к.м.н., доцент  Шишканов В.В.; к.п.н. Ахтаева М., к.м.н. Киспаева Ж.К., Красникова Н.А.; к.г.н., профессор Джусупов С.И.; к.м.н., профессор Ахметова Н.Ш., к.п.н. Колесникова Л.В.; д.м.н., профессор Тебенова К.С. В настоящее время кафедрой руководит к.б.н., доцент Алшынбекова Г.К.

В историю кафедры вошли преподаватели: Д.М.Джангозина, д.м.н., профессор; И.Н. Хайрлиев, к.г.н., доцент; У.Е. Нурманбетова, к.м.н., доцент; М.М.Попова, к.м.н.; Чумакова О.Ф., Асанбекова А.А., Баумбах Л.Ф., Федоркова Т.К., Кабыкенова Р.С., Мовкебаева З.А., Сарсенбаева Л.О.; Н.Ш.Ахметова, к.м.н., доцент; Г.А.Тусупбекова, к.м.н., доцент; Ж.Б. Тусупова, к.б.н., доцент; Ж.Т. Заркенова, к.п.н.; Омарова Н.Н., м.п.н.; С.Д Бегимова; Бигельдина З.А. и др.

 

Кафедра дефектологии славится своими выпускниками, многие из которых стали известными учеными, ведущими специалистами в области специального и инклюзивного образования, методистами, руководителями образовательных учреждений: к.п.н., доценты Оразаева Г.С., Китик Е.Е., Алтухова Т.А., Селезнева Е., Сакаева А.Н., Лиходедова Л., Томме Л.Е.; Кудеринова А.М., Даутова К., Гавриленко Л.К., Бойко М.В., м.п.н. Омарова Н.Н., м.п.н. Голубева М.Н., Ержолова Ж.А., Конкаков М.Д., Аубакирова А.К., Никомбаева Ш.С. и др.

В 2005 году была открыта магистратура по специальности 6М010500–«Дефектология».

В рамках реализации «Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» и Стратегического плана развития КарГУ им. академика Е.А.Букетова на 2011-2015 годы 31.01.2013г. открыт Консультативно-практический центр инклюзивного образования с целью организации и проведения научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного и школьного, среднего, высшего и высшего профессионального образования, обеспечения использования полученных результатов в образовательном процессе.

Для распространения передового опыта работников образования и ознакомления с результатами научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов университета с 2015г. издается сборник научных трудов «Специальное и инклюзивное образование».

В целях совершенствования качества образования, подготовки специалистов-дефектологов, расширения и укрепления творческого содружества работников высшей школы и образования кафедра дефектологии активно сотрудничает со специальными (коррекционными) учреждениями, университетами, реабилитационными центрами города, области, региона, республики (практика, дипломные работы, магистерские диссертации).

 

В данное время численность ППС по кафедре составляет 17 человек:

Алшынбекова Г.К. – к.б.н., доцент;

Тебенова К.С. – д.м.н., профессор;

Дахбай Б.Д. – д.м.н., профессор;

Кулов А.Б. – к.м.н., доцент;

Рахметова А.М. — к.м.н., доцент;

Туганбекова К.М. – к.п.н., доцент;

Боброва В.В. – к.п.н., доцент;

Олексюк З.Я. – доктор PhD, ст. преподаватель;

Кударинова А.С.– м.п.н., ст. преподаватель;

Жусупбекова З.Д. – м.п.н., ст. преподаватель;

Ашимханова Г.С. – м.п.н., ст. преподаватель;

Арбабаева А.Т. – м.п.н., ст преподаватель;

Мусеева Г.Н. – м.п.н., ст. преподаватель;

Закренова Л.С. – ст. преподаватель;

Ешенгазина Г.С. – м.п.н., преподаватель;

Яковенко И.В. – м.п.н., — преподаватель;

Оқанова М.Е. – ст лаборант

Специальности

Шифр специальности: 5В010500 – «Дефектология»; 6М010500 – «Дефектология»

Форма обучения: очно-заочная

Квалификация: бакалавр дефектологии, магистр педагогических наук

Направления подготовки: олигофренопедагогика, логопедия.

Вступительные испытания: биология, география

Срок освоения:

Бакалавриат

4 года (очная форма);

3 года (очно-сокращенная форма, после колледжа);

3 года (заочно-сокращенная форма (после колледжа);

2 года (заочная форма, второе высшее).

Магистратура

2 года (очная форма, научно-педагогическое направление)

 

Миссия кафедры дефектологии:

Подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, способных оказывать коррекционно-развивающую помощь детям с особыми образовательными потребностями в условиях современного общества.

 

Сфера профессиональной деятельности:

Сфера профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5В010500 – Дефектология – коррекционно-образовательный, воспитательный процесс в специальных школьных и дошкольных организациях образования (для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития) и др.

 

Объекты профессиональной деятельности:

Объектами профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5В010500 — Дефектология являются государственные структуры; частные общеобразовательные, специальные дошкольные и школьные организации образования; реабилитационные центры; кабинеты коррекции; ПМПК, кабинеты раннего вмешательства; учреждения социальной направленности; учреждения, связанные с проблемами воспитания и развития подрастающего поколения в общественной среде; учреждения здравоохранения; научно-исследовательские организации.

 

Содержание и организация учебного процесса:

Образовательный процесс осуществляется на факультете педагогики с участием кафедр других факультетов.

В процессе обучения студенты кафедры изучают различные предметы медико-биологического цикла, специальные предметы, общественные дисциплины.

 

Кафедра дефектологии имеет три филиала:

— На базе КГУ «Областная школа-интернат для детей с НОДА»;

— На бае КГУ «Областная специальная школа-интернат № 3 для детей с ОВР»;

— На базе КГУ «СШ №27» г. Караганды.

 

При кафедре создан КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, целью которого является организация и проведение научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного и школьного, среднего, высшего и высшего профессионального образования, обеспечение использования полученных результатов в образовательном процессе.

 

Формы реализации учебного процесса:

Занятия проводятся в форме лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы студента под руководством преподавателя. Занятия по изучению методик преподавания проводятся на базах кафедры под руководством специалистов.

 

Волонтерская деятельность студентов:

Помимо учебы и участия в общественной жизни факультета и кафедры, студенты активно поддерживают волонтерское движение.

Организуются благотворительные концерты и мастер-классы, спортивные мероприятия.

Международное сотрудничество
Архив

В рамках международного сотрудничества, на базе CharlesUniversity, была проведена зарубежная стажировка для магистрантов 2 года обучения. Период прохождения зарубежной стажировки  с 26 ноября 2017 года по 9 декабря 2017 года.

Магистранты получили знания по циклу PedagogicalandPriofessionalCompetencies, в размере 30 часов.

М. Неделка, профессор, декан факультета педагогики

Л.Еремина, профессор, музей имени Я.А.Коменского

Л.Мужакова, доцент, Республика Чехия, специальное образование

Школа U Parkanu

мгр. И.Бухал, директор школы U Parkanu

мгр. Копецки, директор школы Lupacova

Воспитанники детского сада U Parkanu

Во время проведения занятий

Во время занятий школы U Parkanu,  г. Прага

Вручение сертификатов

Научные направления

Подготовка будущих бакалавров и магистров дефектологии проводится в соответствии с миссией, видением и Стратегическим планом развития университета.

Кафедра дефектологии представлена 2 докторами наук, 5 кандидатами наук, 6 магистрами педагогических наук.

Задачей кафедры дефектологии является обеспечение качественного образования, соответствующего мировым стандартам.

Кафедра использует в образовательном процессе ведущие научно-педагогические достижения  в области вузовской подготовки, повышающие качество образования, стимулирующую творческую активность  преподавателей в учебно-методической и организационной работе.

Перспективы развития кафедры дефектологии заключаются в повышении качества учебного процесса на основе внедрения инновационных технологий, роста научной и педагогической квалификации и обеспечения роста участия студентов в научно-исследовательской работе.

Научно-исследовательская деятельность кафедры развивается в следующих направлениях:

Интеграция традиционных и инновационных технологий в подготовке современного педагога профессионального обучения дефектологов;

Обеспечение преемственности содержания, средств, форм и методов обучения на разных уровнях системы непрерывного профессионального образования;

(курсы повышения квалификации)

Изучение теоретико-методологических основ развития дефектологического образования.

Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в научных проектах, конкурсах. Научная деятельность ППС отмечена на различных уровнях.

Так, обладателями республиканского гранта «Лучший преподаватель вуза» являются Тебенова К.С. (2012 г.) и Боброва В.В. (2015 г.).

Обладателями государственной стипендии МОН РК для молодых ученых в свое время стали Кударинова А.С. (2015 г.), Садвакасова Н.А. (2016 г.), Ашимханова Г.С. (2016 г.).

Важным для кафедры является выпуск журнала «Специальное и инклюзивное образование». Данный журнал предназначен для студентов, магистрантов, докторантов,  преподавателей и работников образования, которые могут предоставить на всеобщее обозрение свои научные изыскания и поделиться практическим опытом в области специального и инклюзивного образования.

Кафедра дефектологии имеет прочные партнерские связи со следующими организациями:

— Национальный центр ГТ ПЗ МЗ РК;

— Омский государственный педагогический университет;

— Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики (г. Алматы);

— Новосибирский государственный университет.

— Повлодарский государственный педагогический институт;

ППС кафедры, магистранты и докторанты проходят стажировки в различных вузах ближнего и дальнего зарубежья.

В июле 2016 года Боброва В.В., обладательница звания  «Лучший преподаватель», проходила стажировку в Австралии, по результатам которой имеет следующие сертификаты:

— Сертификат The University of Western Australia (UWA) (72 h.);

— Curtin University «Systematic approach in teaching theories and practical implementation» (40 h) ;

— Благодарственное письмо Letter of Gratitude: Smart start (Montessori childcare ) Perth, Australia.

Тебенова К.С. обладательница звания  «Лучший преподаватель» (2012 г.) посетила вузы Франции и Чехии.

Коллектив преподавателей кафедры работает над проблемой модернизации технологии профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов в условиях индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Также ППС кафедры ведет активную научно-исследовательскую деятельность в области инклюзивного образования.  По проблеме исследований профессорско-преподавательского состава кафедры публикуют статьи в высокорейтинговых научных журналах.

Все научно-практические разработки сотрудников кафедры, студентов и магистрантов подкрепляются патентами и свидетельствами об интеллектуальной собственности.

Результаты научно-исследовательской работы кафедры внедряются в учебный процесс подготовки будущих дефектологов. Об этом свидетельствуют акты внедрения результатов НИР в учебный процесс:

— ОСШ № 27;

— ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» г. Караганда;

— ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» г. Караганда;

— ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с ЗПР»;

— ГУ «Областная школа-интернат № 3 для детей с ОВР» г.Караганда.

Преподаватели кафедры участвуют в подготовке студентов и магистрантов к научной деятельности. Результатом выступают их совместные достижения на конкурсах, конференциях различного уровня. Наиболее значимые достижения представлены ниже:

Мусеева Н.Н. —  диплом II степени в номинации «Оригинальность идеи» — Региональная научно-практическая конференция магистрантов и студентов «Букетовские чтения 2017»;

Ыбытаева А. —  диплом III степени в номинации «Оригинальность идеи» — Региональная научно-практическая конференция магистрантов и студентов «Букетовские чтения 2017»;

Кыпшакова М. – диплом в номинации «За высокое качество» — Региональная научно-практическая конференция магистрантов и студентов «Букетовские чтения 2016»

Воспитательная работа

Воспитательная работа на кафедре дефектологии

Процесс воспитательной работы на кафедре дефектологии осуществляется непрерывно, как во время учебных занятий, так и во внеучебное время. Участие студентов в воспитательной работе кафедры создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития и самореализации личности, приобретения организаторских и управленческих навыков.

Целевой установкой воспитательной работы является социализация личности студента, развитие творческого мышления, обеспечение образовательного и этического уровня, усиление воспитания у студентов гражданских, профессиональных качеств.

Основными задачами воспитательной работы являются:

создание благоприятных условий для максимальной самореализации, и самодеятельности студентов;

формирование условий для гражданского становления и патриотического сознания студентов, культуры межличностных и межнациональных отношений, умения работать в коллективе.

Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки студентов. Студенты-дефектологи принимают активное участие в следующих областях:

Гражданско-патриотическое воспитание

Проведение кураторских часов, просветительских бесед, культурно-массовых мероприятий, конкурсов, участие в патриотических акциях и форумах, развивающих гражданскую позицию, антитеррористические взгляды и патриотизм студенческой молодежи кафедры.

Праздничный концерт, посвященный 25-летию Дня независимости Республики Казахстан

День единства народов Республики Казахстан

Культурно-эстетическое воспитание

Посещении музеев, театров, участие в литературных конкурсах, участие в культурно-общественной жизни кафедры и факультета.

День кафедры дефектологии

Посвящение первокурсников

Физическое воспитание.

Работа спортивных секций на базе факультета физической культуры;

Участие в ежегодных спартакиадах и эстафетах среди студентов, проживающих в общежитиях, профилактика вредных привычек – просветительские беседы, конкурсы, кураторские часы.

— Национальная студенческая лига по футзалу среди девушек. Весна-Осень 2017

— Республиканский фестиваль здоровья 2017

Экологическое воспитание и формирование здоровьесберегающей среды

Облагораживание и поддержание чистоты в городе и на территории факультета.

Волонтерская деятельность

Студенты-дефектологи осуществляют волонтерскую деятельность на базе ОСШ №27, в Ассоциации родителей детей-аутистов города Караганды. Проводят благотворительные мероприятия для учащихся КГУ «Облостная школа-интернат №3 для детей с ОВР»

Инклюзивный спорт «Будь в контакте»

Новогодний квест для студентов от АРДА

Мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек для учеников КГУ «Областной школы-интерната №3 для детей с ОВР»

Выдающиеся достижения студентов кафедры:

«Лучшая группа года»  Приняли участие студенты кафедры дефектологии гр ДФ 31, командном конкурсе поучили 1 место и  награждены дипломами  за победу в номинации «Самая лучшая группа года -2017 г ».

ДИПЛОМ

«Букетовские чтения — 2017» КарГУ им. академика Е.А. Букетова.

«За высокое качество», за «Практическую значимость работы», за «Оригинальность идеи». Мусаева Назерке  (студентка гр. ДФ-41) Ыбытаева Арайлым  (студентка гр. ДФ-31) была награждена дипломом

ДИПЛОМ

Хуан Танатар, Керімбай Айдана, Турарова Айханым

5В010500-«Дефектология» мамандығы бойынша өткізілген IX Республикалық пәндік студенттер олимпиадасында жоғары деңгейдегі теориялық дайындығын көрсетіп жеке есепте гран при алғаны үшін

СЕРТИФИКАТ

Фестиваль Аламан –2017 конкурс«Өнерлінің өрісі кең» приняли участие студенты ДФ 11гр и награждены сертификатами  (5.04.2017.)

СЕРТИФИКАТ

В рамках социального проекта «Мәңгілік ел жастары индустрияға Серпін-2050» приняли участие на разных конкурсах

«Сегіз ќырлы, бір сырлы екендіктерін паш ететін өнер түрін көрсету» Сарыпбекова Асель,Қалдыбай Ұлпан, Тұрлыбек Әсел, Орынбек Айдана, Кенжебекова Еңлік, Нұрлан Лина, Жексенбай Айзада получили сертификаты

СЕТИФИКАТ

Студенческий форум «Мы будущее казахстана» Узбекбоева Манзура награждена дипломам III степени.

Также в рамках текущей организационной работы проводится профориентационная работа, кураторские часы по академическим вопросам, организация мероприятий, приуроченных к памятным датам, организация участия кураторов в методических семинарах, организация посещения общежитий кураторами академических групп, проведение кураторских часов по обсуждению правил поведения в общежитии.

Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в организации и проведении воспитательной работы со студентами, поддерживает академическую активность студентов, организуют научно-исследовательскую работу со студентами, организуют коррекционную помощь, поддерживают личностное развитие студентов.

 

Top