Кафедра дефектологии

История кафедры

В 1984 году при Карагандинском государственном педагогическом институте была организована кафедра олигофренопедагогики. Первой заведующей кафедры была доктор психологических наук, профессор Намазбаева Жамиля Идрисовна.

Первый набор студентов на специальность «Дефектология» был осуществлен в том же году. Первый выпуск специалистов в сфере специального образования состоялся в 1989 году. Многие выпускники впоследствии стали ведущими специалистами в области специального и инклюзивного образования, став известными учеными, методистами, руководителями образовательных учреждений: З.А., Кудерина А.М., Бойко М.Н., м.п.н. Омарова Н.Н., м.п.н. Голубева М.Н. и др.

В 1994 году кафедра олигофренопедагогики была переименована в кафедру социальной адаптации и педагогической коррекции.

В 2013 году решением Ученого совета (20.06.2013 г.) кафедра переименована в кафедру дефектологии.

В разные годы кафедру, осуществляющую подготовку специалистов-дефектологов возглавляли д.пс.н., профессор Намазбаева Ж.И., к.м.н. Дуплякин А.Г., к.м.н. Шишканов В.В., к.м.н. Актаева М., доцент Красникова Н.А., к.м.н. Киспаева Ж.К., к.п.н. Колесникова Л.В., к.м.н., профессор Ахметова Н.Ш., д.м.н., профессор Тебенова К.С.

С 2016 кафедрой дефектологии заведует кандидат биологических наук., доцент Алшынбекова Гульназия. Канагатовна.

В настоящее время кафедра дефектологии осуществляет подготовку бакалавров по специальности 5В010500 – «Дефектология» и магистров по специальности 6М010500 – «Дефектология», согласно которым выпускникам присваивается академическая степень бакалавра образования и магистра педагогических наук по специальности «Дефектология».

В данное время численность ППС по кафедре составляет 17 человек:

  1. Алшынбекова Г.К. – к.б.н., доцент;
  2. Тебенова К.С. – д.м.н., профессор;
  3. Дахбай Б.Д. – д.м.н., профессор;
  4. Кулов А.Б. – к.м.н., доцент;
  5. Рахметова А.М. — к.м.н., доцент;
  6. Туганбекова К.М. – к.п.н., доцент;
  7. Боброва В.В. – к.п.н., доцент;
  8. Ильясова Б.И. – ст. преподаватель;
  9. Заркенова Л.С. – ст. преподаватель;
  10. Кударинова А.С.– м.п.н., ст. преподаватель;
  11. Садвакасова Н.А. – м.п.н., ст. преподаватель;
  12. Жусупбекова З.Д. – м.п.н., ст. преподаватель;
  13. Ашимханова Г.С. – м.п.н., ст. преподаватель;
  14. Арбабаева А.Т. – м.п.н., ст преподаватель;
  15. Мусеева Г.Н. – м.п.н., ст преподаватель;

В рамках реализации «Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» и Стратегическим планом развития КарГУ имени академика Е.А.Букетова на 2011-2015 годы 31.01.2013 года создан КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ с целью организации и проведения научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного и школьного, среднего, высшего и высшего профессионального образования, обеспечение использования полученных результатов в образовательном процессе.

Кафедрой налажены тесные творческие связи с руководителями и коллективами образовательных и специальных (коррекционных) учреждений Центрально – Казахстанского региона, а также лабораторий при научно-исследовательских центрах. Выпускники кафедры работают в различных сферах образования, в том числе и специального, а также в органах социальных структур города, области. В настоящее время в Караганде и Карагандинской области осуществляют учебно-воспитательную и коррекционно-развивающую деятельность свыше 40 специальных коррекционных учреждений и средних общеобразовательных школ, имеющих классы коррекционно-развивающего обучения, а также более 30 специальных детских садов и специальных групп при массовых детских садах.

ФИО ППС
Специальности

Специалисты-дефектологи занимаются развитием, воспитанием и обучением деток с практически любыми дефектами — как в физической сфере, так и в психоэмоциональной. Различные направления работы дефектологов нацелены на детей с врожденными и приобретенными нарушениями слуха и зрения, патологией речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями, двигательными и моторными нарушениями и так далее.

Тебя ждут захватывающие практические и семинарские занятия на предметах, граничащих с медициной, психологией и педагогикой! У тебя будет потрясающая возможность применить все свои знания на практике в общеобразовательных учреждениях, специальных коррекционных учреждениях и образовательных школах-интернатах города Караганды и Карагандинской области, а их у нас свыше 100.

При кафедре создан КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, целью которого является организация и проведение научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного и школьного, среднего, высшего и высшего профессионального образования, обеспечение использования полученных результатов в образовательном процессе. Деятельность КПЦ ИО направлена на содействие развитию инклюзивного образования в г. Караганде и Карагандинской области и его научно-методическое обеспечение, совершенствование подготовки и переподготовки специалистов образовательных учреждений, реализующих политику инклюзивного образования.

На базе КГУ «Областная школа-интернат для детей с НОДА» и КГУ «Областная специальная школа-интернат № 3 для детей с ОВР» г.Караганды функционируют филиалы кафедры дефектологии.

Филиал кафедры дефектологии

Студенты на открытом уроке во время практики в филиале кафедры дефектологии на базе КГУ «Областная школа-интернат для детей с НОДА»

Развиваемся играя!

Специалисты-дефектологи в учебно-воспитательном процессе школы

Коррекционно-развивающее занятие «Приключения в лесу» в сенсорном кабинете

Уголок «Коррекционная организация ХХI века»

Награды детей с ОВР


Консультативно-практический центр инклюзивного образования

Уголок логопеда в центре инклюзивного образования


Консультативно-практический центр инклюзивного образования оснащен методическими пособиями, дидактическими материалами и развивающими играми

Электронные учебно-методические издания по специальности «Дефектология»

Ежегодно преподаватели кафедры дефектологии совершенствуют свои знания, посещают курсы повышения квалификации, семинары в странах ближнего, дальнего зарубежья и в пределах Республики Казахстан

Профессорско-преподавательский состав кафедры дефектологии принимает активное участие в разработке электронных учебников и пособий, о чем свидетельствуют сертификаты интеллектуальной собственности

В целях совершенствования методики преподавания в ВУЗе на педагогическом факультете проводятся методические семинары в котором принимают участие весь ППС кафедры дефектологии

Преподаватели активно участвуют в семинаре

Открытое занятие «Наурыз мейрамы» под руководством наших студентов в школе-интернат для детей с НОДА


С целью применения теоретических знаний на практике нашими студентами проводятся открытые занятия в филиале кафедры дефектологии – школе-интернат №3 для детей с ОВР

Договоры с партнерами
Договор о сотрудничестве КГУ «Карагандинский технико-стролительный колледж »

Международное сотрудничество

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

С 20.11.16 г. по 03.12.16 КарГУ им. Академика Е.А. Букетова была организована зарубежная стажировка для магистрантов педагогического факультета на базе Charles University in Prague, Faculty of Education в Чешской Республике, г.Прага (2016).
Магистрантка 2 курса специальности «Дефектологии :Мадетова Улпан.



МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Стажировка (04.07. 14.07.2016):
The University of Western Australia (UWA) (72hours)
«The education system and teaching». (Система образования и обучения) (Perth, Australia)
1.Сертификат практического тренинга «Энергогенезис в играх. Организация и методика проведения инклюзивных игр» в объёме 5 часов от 29.10.2016. НО БИФ «ИОЦ» — ПОБЕДИМ АУТИЗМ.

2.Стажировка (15.07.21.07.2016):
Curtin University (40hours) «Systematic approach in teaching theories and practical imp lementation» (Системный подход в преподавании теории и практической реализации)
(Perth, Australia)


Благодарственное письмо:
LetterofGratitude: Smartstart (Montessorichildcare) Perth,Australia, 21.07.16.


С 14.09.14 г. по 27.09.14 КарГУ им. Академика Е.А. Букетова была организована зарубежная стажировка для магистрантов педагогического факультета на базе Charles University in Prague, Faculty of Education в Чешской Республике, г.Прага (2014).
Магистранты 2 курса специальности «Дефектологии : Арбабаева А.Т., Аймуханова А. Б., Мухажанова А.Ж., Михайлова О.

В Карловском универстете на факультете педагогики доктор PhDr Васлав Троян проводил лекцию «Личность директора чешской школы и его влияние на организацию руководства педагогическим процессом »

Доктор PhDr Яна Стара провела лекцию «Научные исследования и тестирования знаний студентов. Современные образовательные технологий ».

Ознокомление с детским интеграционным центром. Кроме учебного процесса в центре функционирует массажный кабинет, бассейн и лечебные мероприятия.

Вручение сертификатов. Итоговая конференция с участием PhDr. Ing. Natasha Mazashova
Для специальности «Дефектология», как и для многих других специальностей, одной из приоритетных задач в сфере научно-педагогической деятельности является развитие международного сотрудничества, в рамках которого налажено тесное взаимодействие с различными учреждениями и организациями Ближнего и Дальнего Зарубежья, что позволяет более компетентно и квалифицированно реализовывать планы мероприятий по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Так, социально-педагогическим факультетом были заключены договоры о долгосрочном сотрудничестве в области образования и науки с Карловым университетом (Чехия). В рамках гостевых лекций преподаватели, магистранты и студенты кафедры социальной дефектологии прослушали лекции профессора, доктора PhD Карловского университета г.Прага M. Nedelka по темам: «Болонский процесс – за и против»; «Вузовская подготовка педагогов в Чешской Республике»; «Культура быта в Чешской Республике с точки зрения педагога» (2010 г.).


Профессор, доктор PhD Карловского университета г.Прага M. Nedelka (2010г.).
В 2011-12 учебном году магистранты 2 года обучения Бекмаганбетова А.К. и Сабирова М.Н. обучались и проходили практику в Омском государственном педагогическом университете, Россия по программе академического обмена (период обучения с 20.10.11 г. по 2.02.12 г). Перезачет академических показателей обучающихся, участвовавших в программе академических обменов осуществлялся на основании транскрипта и сертификата выданных Омским государственным педагогическим университетом по распоряжению деканата социально-педагогического факультета.
В 2012 г. м.п.н, ст.преподаватели Садвакасова Н.А., Олексюк З.Я., Жусупбекова З.Д. участвовали в научно-практическом семинаре «Научно-методические подходы и содержание обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» на базе Новосибирского государственного педагогического университета (Россия).


Сертификаты семинара на тему «Научно-методические подходы и содержание обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
С 10.12.12 г. по 24.12.12 КарГУ им. Академика Е.А. Букетова была организована зарубежная стажировка для магистрантов социально-педагогического факультета на базе Central European Education Institute в Словацкой Республике, г. Братислава. Магистранты 2 курса специальности «Дефектолгии»: Мусеева Г.Н., Жексембаева Д., Кударинова А.С., Зарубаева Б.


«Методические указания по изучению иностранных языков»
Лектор: к.п.н., Э. Мелушева


Сертификаты стажировки «Research and lifelong learning in Pedagogy»
Во время стажировки «Research and lifelong learning in Pedagogy» магистрантами были пройдены курсы на темы «Терминология, грамматика и кодификация Словацкого языка в историческом аспекте», «Методические указания по изучению иностранных языков» (к.п.н., Э. Мелушева), «Педагогическая коммуникация», «Социальная коммуникация» (PhD Я. Захарова), «Влияние образования Чехии и Германии на развитие Средней Европы» (к.п.н., Е. Мелушева, Э. Навотный), «Возрастные особенности межкультурной коммуникации» (PhD С. Бенчич). А также были заслушены основные результаты исследований докторантов педагогического факультета университета J. Selyeho в г.Комарно, Словацкой Республике.

Научные направления

VІІІ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В010500-«ДЕФЕКТОЛОГИЯ»

На основании письма Департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан от 27.01.2014 года о проведении предметных олимпиад в базовых высших учебных заведениях, на базе педагогического факультета Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова 7-8 апреля 2016 года на базе Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова была проведена VІІІ Республиканская студенческая предметная олимпиада по специальности 5В010500-«Дефектология».
VІІІ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В010500-«ДЕФЕКТОЛОГИЯ»


Студентка 3 курса Талғат Ляззат представлена к награждению дипломом І степени Министерства образования и науки Республики Казахстан


Диплом І степени команде «Sunshine» КарГУ им. Е.А. Букетова

Номинация «Лучший ролик», VIII Республиканской студенческой предметной олимпиады в Карагандинском государственном Университета им. Е.А Букетова, гКаранада, 2016 г.


На основании письма Департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан от 27.01.2014 года о проведении предметных олимпиад в базовых высших учебных заведениях, на базе социально-педагогического факультета Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова 27-28 марта 2014 года была проведена VІ Республиканская студенческая предметная олимпиада по специальности 5В010500-«Дефектология».

Диплом ІІ степени команде «НҰР» КарГУ им. Е.А. Букетова


Диплом І степени команде «Жүрек жылуы» КарГУ им. Е.А. Букетова

VІІ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5В010500-«ДЕФЕКТОЛОГИЯ»

2-3 апреля 2015 года на базе Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова была проведена VІІ Республиканская студенческая предметная олимпиада
по специальности 5В010500-«Дефектология».

Участие ППС кафедры и магистрантов специальности 5В010500-Дефектология на областном семинаре «Организационное и нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования» СОШ №13 пос. Актас

23 сентября 2016 года в Караганде состоялся Республиканский семинар «Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы». Карагандинская область стала экспериментальной площадкой по внедрению инклюзивного образования в стране, которое предполагает совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями. На семинаре с докладом «Инклюзивное образование: подготовка и переподготовка педагогических кадров» выступила директор консультативно-практического центра инклюзивного образования КарГУ им.Е.А.Букетова Боброва В.В.
В своем докладе Боброва В.В. отметила, что для полноценной организации профессиональной переподготовки необходимы технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования, что обеспечит формирование профессиональной компетентности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением лиц с ООП в условиях учреждений общего типа.

Участие ППС кафедры дефектологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова на региональном семинар-практикуме «Практика внедрения инклюзивного образования в условиях опорной школы (ресурсного центра)», КГУ СОШ №27 г. Караганды, 2014 г.

Воспитательная работа

Воспитательная работа специальности «Дефектология» на педагогическом факультете осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы, разработанным на основе общеуниверситетского и утвержденного на заседании Совета факультета. Организация воспитательной работы кафедры направлена на формирование профессионально значимых и личностных качеств и развитие научно-исследовательского, творческого потенциала студентов, способных принять достойное участие в жизни общества, и осуществляется по следующим направлениям:

1.Гражданско-патриотическое и правовое воспитание студентов, направленное на формирование у студентов прочной гражданской позиции и патриотического сознания; осознание себя как гражданина Республики Казахстан; формирование глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Республики Казахстан; формирование уважения к историческому прошлому и культурному наследию Казахстана, к государственному языку, народным традициям и обычаям.

2. Духовно-нравственное воспитание, предусматривающее формирование у студенческой молодежи общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и потребностей; формирование этических принципов, согласующихся с нормами и традициями жизни общества.

3. Поликультурное воспитание, осуществляемое в целях формирования у студентов эстетических вкусов, ценностей и потребностей через приобщение к достижениям отечественной и мировой художественной культуры; формирование знаний, уважения и толерантного отношения к культуре многонационального Казахстана; осознание многонациональности страны как историко-культурного достижения.

4. Формирование потребности в самосознании и саморазвитии, социально значимых и индивидуальных качеств и коммуникативной культуры личности студентов.

5. Экологическое, физическое воспитание и формирование здоровьесберегающей среды здорового образа жизни студентов в рамках которого у студентов формируется ответственное отношение к окружающему миру, природе, развивается потребность в активном участии в трудовых акциях и реализации программы озеленения страны «Жасыл ел».

6. Организация стажировок во время обучения и трудоустройство молодых специалистов, трудовое и экономическое воспитание

7. Развитие интеллектуальной культуры и поддержка молодых талантов

Top